Мозаика: происхождение и виды

Что такое мозаика: виды материалов и шикарные примеры в интерьере

На чтение: 8 минут Нет времени?

Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.

Читайте в статье

Что собой представляет мозаика

Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.

Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.

Что такое мозаика: происхождение и виды в истории

Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.

История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.

Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)

Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.

Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)

В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.

Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Благородная игра цвета стеклянной мозаики

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Основные способы мозаичной кладки

Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.

Маркетри

Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.

Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов

Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.

Интарсия

Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.

Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения

Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.

Инкрустация

Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.

Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью

Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.

Блочная мозаика

Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.

Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок

Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.

Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:

Расширяем кругозор: что такое мозаика, её виды и происхождение

Время чтения: 8 минут Нет времени?

Отправим материал вам на e-mail

Утончённое искусство отделки поверхностей, дошедшее до наших дней, неизменно высоко ценится любителями красоты, долговечности и практичности. Редакция HomeMyHome предлагает узнать о сказочном и истинно восточном покрытии, разобраться, что такое мозаика, виды, происхождение этого искусства, как с помощью него можно оформить собственный интерьер.

Мозаика, что это и для чего

При слове «мозаика» сразу возникают яркие образы, выложенные кусочками какого-то материала на поверхности пола, потолка, стен. Это красивый сложный рисунок, собранный из кусочков разных материалов.

Слово латинское, звучит тоже красиво «musivum», что переводится: «посвящённая музам».

Области применения такого искусства широки: от квартир и частных домов до фешенебельных отелей и дорогих ресторанов.

История происхождения: как развивалось искусство мозаики

Вряд ли найдётся тот, кто стопроцентно пояснит происхождение слова, но то, что оно связывается с красотой укладки на поверхностях очевидно.

В храмах Двуречья были обнаружены замысловатые орнаменты, основой которых были глиняные кружочки.

Известная историкам мозаичная картина называется «штандартом из Ура».

Античные времена можно даже охарактеризовать, как мозаичные, настолько велико разошлось это искусства по древним городам. Почему? Во-первых, красиво и прочно, а во-вторых, эта работа была совсем недорогой, в сравнении с обработкой монолитов.

Древние мастера быстро поняли свою выгоду: мозаика собиралась быстро, а её обработка не была сложной. Результат всегда поражал красотой, что оценивалось владельцами строения.

Первым материалом послужила необработанная речная и морская галька, которую укладывали в технике «opus barbaricum». В целом, изображение было неярким, не особенно выразительным, угадывались фигуры животных, человеческие образы.

Техника изменилась, «opus tesselatum» получалась в результате набора фрагментов. Исходным элементом был камешек формы куба, tessera.

Камни отходили в прошлое, рисунки совершенствовались, швы становились всё тоньше и тоньше, поверхность стала шлифоваться. Всё это происходило в эпоху эллинизма, когда своё активное развитие начали технологии выделки стекла. Стали использовать цветную смальту, что сделало выложенные рисунки очень реалистичными. Техника той укладки называлась «opus vermiculatum».

Набор в новой технике оставался прежним, а вот сами мозаичные элементы уменьшились, палитра обогатилась. Мозаика стала дорогим удовольствием, что объясняет среднестатистический размер полотна в 1-2 м².

В III же веке до нашей эры родилась техника «opus sectile», являющаяся прямым предком флорентийской мозаики.

Византийские мастера стали использовать золотую смальту. Набор позволял сделать уникальное изображение с эффектом движения и дыхания.

Из чего сделана эта чудесная мозаика

Всё же XXI век по технологиям ушёл от античности и средних веков в дальние дали, но что-то осталось традиционным. Так какие бывают мозаики по материалу изготовления?

Стеклянная и смальтовая

Венецианское стекло по мозаичным запросам стоит на первом месте. Его внешние качества и физические характеристики превосходны.

У стекла сплошная структура, что исключает тлетворное влияние всяческих микроорганизмов и бактерий, эту мозаику спокойно используют для оформления бассейнов и фонтанов.

Цветовая палитра чрезвычайно богата оттенками, которые получаются благодаря бору, кадмию, селену, авантюрину, перламутру и другим составляющим.

Смальта относится к разновидности стеклянной мозаики. В составе материала находятся соли калия и некоторые натуральные соединения, определяющие цвет изделия.

Получившийся материал очень стоек к воздействиям физического и химического характера.

Современный способ изготовления дарует мастерам около 10000 оттенков смальты, поэтому даже поверхность, выложенная в одном цвете, смотрится удивительно разной.

На ощупь смальта приятная, гладкая, а любая грязь с неё удаляется очень легко. Это та самая мозаика, которую можно выложить внутри и снаружи строения.

Керамическая и металлическая

Чипсы керамической мозаики сходны с четырёхугольной плиткой, отличаясь меньшим размером. Производители позаботились о богатстве цвета и декоративных эффектах, вроде глазурования или кракелюра, разводов или имитации неровностей.

По прочности керамика превосходит стекло, но неглазурованный материал очень пористый, что приводит к разным проблемам. Более дорогой вариант малопористый, называемый монопрессокоттура.

Металлической мозаики в прежние времена не было, это новаторство появилось не так давно. Внешне это штампованные металлические колпачки с высотой в 4 мм. В качестве материала берут полумиллиметровый лист нержавеющей стали. Вспомогательным материалом в комплекте идёт запатентованная резиновая подложка, отвечающая за степень жёсткости.

Внешне это могут быть полированные, матовые, поверхности с насечкой, со слоем латуни или бронзы.

Стоимость одного квадратного метра высока, примерно 250-350 долларов, но включить такое украшение как элемент выходит недорого и стильно.

Есть и другие металлические мозаики из золота и платины с ценой в 3300 евро за 1 м².

Из натурального и искусственного камня

И недорогой туф, и редчайшие мраморные породы: оникс, яшма — практически из любого камня производители могут сделать мозаику.

Камень оставляют неполированным, полируют, состаривают, а сами чипсы могут быть любой формы. Снаружи используют элементы размером 50×50 мм², внутренняя облицовка включает в себя малые размеры чипсов.

Как натуральный, так и агломерированный мрамор являются мягкими материалами, потому при уходе за ними исключают абразивы, жёсткие мочалки — они попросту испортят изделие, оставив на нём царапины. Также на такие панно нельзя проливать жидкости, содержащие кислоты, то есть вино, соки, уксус. Кварцевые агломераты не столь требовательны.

Прочие виды

Спасибо современным технологиям, позволившим делать комбинации из разной мозаики: комбинируют стекло, керамику, металлические вставки, натуральные камни.

Из дерева тоже делают мозаичные элементы, в основе которых находится бамбук.

Пиленные морские ракушки являют собой перламутр, превращающийся в чудесное мозаичное панно.

Этот тип материала тоже можно комбинировать с другими.

Какими способами можно уложить мозаику

Наборов мозаики два: прямой и обратный. Если чипсы вдавливают в нанесённый по поверхности грунт, способ набора прямой. В качестве грунта используют мастику, цемент, известку, воск. А если элементы наклеивают лицевой стороной на специальную поверхность вроде монтажной сетки с рисунком, а тыльную сторону заливают закрепителем, то способ обратный. Затем, сетку убирают. Швы затирают затирками, лицевую сторону полируют.

Читайте также  Мозаика на стену: особенности отделки и варианты декора

С мозаиками работают люди, обладающие определёнными навыками в этой области. Но попробовать украсить свой дом может каждый, по крайней мере, с фоновым рисунком любому справиться вполне по силам. Для работы просто берут не отдельные чипсы, а гибкие мозаичные листы удобного размера.

Мозаичное полотно укладывают четырьмя способами:

  1. Паркетри: в работе используются кусочки правильной геометрической формы.
  2. Интарсия: изображение создаётся тщательнейшим подгоном элементов, их склеиванием, вырезанием контура, шлифовкой и полировкой.
  3. Инкрустация: пластины врезают в поверхности.
  4. Блочная мозаика: орнамент или рисунок составляют из готовых блоков.

Теперь обсудим формы и размеры элементов.

Размеры и формы

В продаже чаще всего можно встретить мозаику на сетчатой и бумажной основе, что упрощает обращение с ней. Само изображение складывают из чипсов, размер которых колеблется от 1 до 10 см, то есть длины сторон находятся в диапазоне от 1×1 см² до 10×10 см². Форма чипса может быть любой.

Если речь идёт о матрице, на которой выложена мозаика, то её стандартные размеры равны 30×30 см². В этот параметр входит 225 плиточек с размерами 20×20 мм² каждая.

В работающих на рынке компаниях можно приобрести различные типы мозаичного покрытия. Часто производители идут навстречу желаниям клиентов и готовы выполнить индивидуальный заказ по форме и цветовому оформлению чипсов.

Мозаичные расцветки

Рассматривая стеклянную мозаику, можно выбрать любой из более 80 цветов, которые могут комбинироваться между собой в любых пропорциях. Цветовые вариации дают возможность выложить любой рисунок, сделать цветовые растяжки, градиенты, узоры и орнаменты.

Однотонные наборы хороши там, где нужно облицевать большую площадь. Разноцветные выбирают для фартуков, бассейнов, фонтанчиков.

Достоинства и недостатки: стоит ли облицовывать поверхности в доме мозаичным покрытием

Мы указали, что есть несколько разновидностей мозаичного материала. У каждого из них есть свои особенности. К примеру, плитка из мозаичного стекла обладает гибкостью, широким выбором расцветок. Она удобна в эксплуатации, лёгкая на вес, экологически чистая, так как состоит из натуральных компонентов. Стекло выдерживает высокие температуры, влажность, огонь и мороз, абразивы.

А вот минусы стеклянной мозаики в том, что она дорогая, к тому же, из-за нюансов монтажа, лучше воспользоваться услугами специалиста. Нужно помнить о том, что стекло всё равно остаётся хрупким материалом, чего не скажешь о керамике, металле или камне.

Важный нюанс! Стеклянная мозаика довольна скользкая, поэтому её не рекомендуется укладывать на пол, где лучше подойдёт керамическое покрытие.

Познакомимся с мозаикой в интерьере современных квартир и частных домов

Очевидно, использовать облицовку мозаикой можно где угодно. Это создаёт особо утончённую атмосферу в дизайне. Никаких запретов по выбору поверхности нет, мозаичными элементами можно декорировать всё, что угодно. Предлагаем увидеть своими глазами, насколько хорошо смотрится это декоративное исполнение в интерьере разных помещений.

МОЗАИКА

/ Ориг. : mosaїque, mo­sai­co, musivum

МОЗАИКА (франц. mosaїque, итал. mo­sai­co, от лат. musivum, букв. — по­свя­щён­ное му­зам) — вид мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си; изо­бра­зи­тель­ные и ор­на­мен­таль­ные мо­за­ич­ные ком­по­зи­ции, со­став­лен­ные из не­боль­ших еди­но­об­раз­ных эле­мен­тов (так называемые тес­се­ры) как при­род­но­го (галь­ка, ра­ко­ви­ны, при­род­ный ка­мень), так и ис­кусственного (смаль­та, эма­ли) про­ис­хо­ж­де­ния, за­кре­п­лён­ных на грун­те.

Мозаикой ук­ра­ша­ют по­лы, по­тол­ки, сте­ны, ко­лон­ны, ре­же — пред­ме­ты де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства; ино­гда мозаика ис­поль­зо­ва­лась для стан­ко­вых про­из­ве­де­ний (мо­за­ич­ные ико­ны и портреты).

Древ­ней­шие па­мят­ни­ки мозаики от­но­сят­ся к III тысячилетию до н. э. Тех­ни­ки, близ­кие к мозаике, мож­но об­на­ру­жить в искусстве Древ­ней Ме­со­по­та­мии (свя­ти­ли­ще в Уру­ке, около 3500 года до н. э.; «Штан­дарт из Ура», около 2600 года до н. э., Бри­тан­ский му­зей, Лон­дон).

Ши­ро­чай­шее рас­про­стра­не­ние мозаика по­лу­чи­ла в ан­тич­ном ми­ре в ка­че­ст­ве сред­ст­ва на­поль­ной де­ко­ра­ции. Главной тех­ни­ка­ми ан­тич­ной мозаики бы­ли так называемые opus bar­baricum (мозаика из при­род­ной цвет­ной галь­ки), opus tesselatum (из об­ра­бо­тан­ных вруч­ную ка­мен­ных тес­сер), opus vermi­cu­latum (мел­ко­мо­дуль­ная мозаика, по­зво­ляв­шая на­би­рать слож­ные ил­лю­зио­ни­стические изо­бра­же­ния, упо­доб­ляв­шие­ся жи­во­пи­си), opus sectile (из тон­ких пла­стин на­ту­раль­но­го кам­ня). В Древ­ней Гре­ции по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние на­поль­ные га­леч­ные мозаики в Олин­фе (V век до н. э.) и Пел­ле (конец IV века до н. э., Му­зей, Пел­ла).

В искусстве эл­ли­низ­ма на­ча­ла скла­ды­вать­ся тра­ди­ция ис­поль­зо­ва­ния на­поль­ных мозаик из об­ра­бо­тан­ных вруч­ную тес­сер (жи­лые до­ма на о. Де­лос). Об­шир­ные мо­за­ич­ные ан­самб­ли от­кры­ты в жи­лых до­мах (в Пом­пе­ях и Гер­ку­ла­ну­ме), за­го­род­ных вил­лах (Вил­ла дель-Ка­са­ле близ г. Пьяц­ца-Ар­ме­ри­на на Си­ци­лии), фон­та­нах, ба­нях и других об­щественных со­ору­же­ни­ях в Древ­нем Ри­ме и его про­вин­ци­ях. В них пред­став­ле­но ог­ром­ное раз­но­об­ра­зие сю­же­тов: на­тюр­мор­ты-об­ман­ки («Не­под­ме­тён­ный пол» — ими­та­ция му­со­ра, ко­то­рую вы­кла­ды­ва­ли на по­лах сто­ло­вых), сце­ны охо­ты, спор­тив­ных игр, ис­то­рические ком­по­зи­ции («Бит­ва при Ис­се», II век до н. э., Национально ар­хео­ло­гический му­зей, Не­аполь), 3-мер­ные ил­лю­зио­ни­стические ор­на­мен­ты.

В ран­не­хри­сти­ан­ском искусстве со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ция позд­не­ан­тич­ных на­поль­ных мо­за­ик (в пат­ри­ар­шей ба­зи­ли­ке Ак­ви­леи, IV век; см. иллюстрацию к этой ста­тье). Од­на­ко в пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ст­ва про­ис­хо­дит су­ще­ст­вен­ное из­ме­не­ние тех­ни­ки мозаики. Её главным ма­те­риа­лом ста­но­вит­ся смаль­та, ко­то­рая в со­че­та­нии с тон­чай­ши­ми пла­сти­на­ми зо­ло­та и се­реб­ра при­об­ре­та­ла све­то­от­ра­жаю­щие свой­ст­ва (ещё бо­лее уси­ли­ваю­щие­ся бла­го­да­ря при­кре­п­ле­нию тес­сер к по­верх­но­сти под раз­ны­ми уг­лами), а ме­стом её раз­ме­ще­ния — сте­ны (впо­след­ст­вии и сво­ды) хра­мов. Ран­не­хри­сти­ан­ские мо­за­ич­ные ан­самб­ли со­зда­ют­ся в Ри­ме (мав­зо­лей Кос­тан­ции, церковь Сан­та-Пу­ден­циа­на, церковь Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре), Ра­вен­не (Гал­лы Пла­ци­дии мав­зо­лей).

Ху­дожественные воз­мож­но­сти мозаики в наи­боль­шей сте­пе­ни бы­ли рас­кры­ты в искусстве Ви­зан­тии, где мак­си­маль­но ис­поль­зо­ва­лись её све­то­нос­ность и спо­соб­ность по­сред­ст­вом ма­лень­ко­го мо­ду­ля ор­га­ни­зо­вы­вать боль­шие по­верх­но­сти, в т. ч. не­пра­виль­ной фор­мы. При императоре Юс­ти­ниа­не мо­за­ич­ное уб­ран­ст­во по­лу­ча­ет Свя­той Со­фии храм в Кон­стан­ти­но­по­ле, церк­ви в Ра­вен­не (Сант-Апол­ли­на­ре-Нуо­во, начало VI века; Сан-Ви­та­ле, 546-547 годы; Сант-Апол­ли­на­ре-ин-Клас­се, ос­вя­ще­на в 549 году), в г. Фес­са­ло­ни­ки (церковь Св. Ге­ор­гия, конце IV века; церковь Св. Ди­мит­рия, первая половина VII века), на Си­нае (цер­ковь Синайского монастыря Св. Ека­те­ри­ны, 548-565 годы). В Боль­шом императорском двор­це Кон­стан­ти­но­по­ля соз­да­ют­ся на­поль­ные мозаики с охот­ничь­и­ми и пас­то­раль­ны­ми сце­на­ми.

В сред­не­ви­зан­тий­ский пе­ри­од сло­жи­лась осо­бая сис­те­ма при­ме­не­ния мозаики в уб­ран­ст­ве кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма: отдельные ико­но­по­доб­ные ком­по­зи­ции в со­от­вет­ст­вии со стро­гой ие­рар­хи­ей раз­ме­ща­лись на кри­во­ли­ней­ных (вы­пук­лых или во­гну­тых) по­верх­но­стях на раз­ных яру­сах хра­мо­во­го про­стран­ст­ва (церковь Ус­пе­ния Бо­го­ма­те­ри в Даф­ни, около 1100 года; ка­фо­ли­кон монастыря Оси­ас-Лу­кас в Фо­ки­де, 1030-1040-е годы; ка­фо­ли­кон монастыря Неа-Мо­ни на о. Хиос, 1042-1055 годы, и др.).

Ви­зантийская мо­за­ич­ная сис­те­ма по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние так­же в стра­нах, вхо­дя­щих в аре­ал куль­тур­но­го влия­ния Ви­зан­тии: в Древ­ней Ру­си (в Кие­ве — в Со­фий­ском со­бо­ре, 1030-1040-е годы, и Ми­хай­лов­ском Зла­то­вер­хом монастыре, 1108-1013 годы, ны­не большая часть в Со­фий­ском со­бо­ре), в Гру­зии (храм в се­ле­нии Шо­ре­ти, первая половина VII века, Национальный му­зей Гру­зии, Тби­ли­си; главный храм Ге­лат­ско­го мо­на­сты­ря, 1125-1130 годы) и др.

Бла­го­да­ря ви­зантийским мас­те­рам мозаика ста­ла ис­поль­зо­вать­ся и в му­сульманских стра­нах (Ку­пол Ска­лы в Ие­ру­са­ли­ме, 691-692 годы; Омей­я­дов ме­четь в Да­ма­ске, 707-711 годы; ме­четь в Кор­до­ве, 965 год). Тра­ди­ция на­поль­ных мозаик про­дол­жа­лась в средне-вековой Си­рии и Па­ле­сти­не (сце­ны охо­ты в ба­нях, вторая четверть VIII века). Ви­зантийские мас­те­ра в пе­ри­од ико­но­бор­че­ст­ва прив­нес­ли искусство мозаики в Западную Ев­ро­пу (цер­ковь в Жер­ми­ньи-де-Пре, около 806 года). Греческими мо­заи­чи­ста­ми бы­ло ук­ра­ше­но аб­бат­ст­во Мон­те­кас­си­но (1071 год, не сохранилась), соз­да­ны ан­самб­ли Свя­то­го Мар­ка со­бо­ра в Ве­не­ции, церковь Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та на о. Тор­чел­ло; на Си­ци­лии — Па­ла­тин­ской ка­пел­лы (1140-1150-е годы) и Мар­то­ра­ны в Па­лер­мо (около 1143 года), со­бо­ров в Че­фа­лу (около 1148 года) и Мон­реа­ле (1180-1094 года).

В от­ли­чие от Ви­зан­тии, в Ев­ро­пе пре­об­ла­да­ло сплош­ное де­ко­ри­ро­ва­ние стен и сво­дов хра­ма; мозаика ис­поль­зо­ва­лась для соз­да­ния нар­ра­тив­ных ком­по­зи­ций, а сис­те­ма де­ко­ра кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма бы­ла адап­ти­ро­ва­на к ба­зи­ли­каль­но­му ти­пу цер­ков­но­го зда­ния. Под­ра­жа­ние ран­не­хри­сти­ан­ским па­мят­ни­кам сыг­ра­ло важ­ную роль в воз­ро­ж­де­нии мо­за­ич­ных де­ко­ра­ций в Ри­ме в XII-XIV веках (церковь Сан-Кле­мен­те, 1128 года; Сан­та-Ма­рия-ин-Тра­сте­ве­ре, 1140-1143 годы и др.). В конце XI — начале XIV веков в Ри­ме раз­ви­ва­ет­ся осо­бая тех­ни­ка, по­лу­чив­шая на­зва­ние кос­мат­ских мо­за­ик.

На­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния мозаики во мно­гом ут­ра­чи­ва­ет свою спе­ци­фи­ку, на­чи­на­ет под­ра­жать друшим ви­дам жи­во­пи­си и по­сте­пен­но вы­тес­ня­ет­ся ими. В конце XVI-XVII веков мо­за­ич­ным цен­тром про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся Рим, где дей­ст­ву­ет мас­тер­ская, в ко­то­рой соз­да­ют­ся мозаика для Свя­то­го Пет­ра со­бо­ра. В XVI веке во Фло­рен­ции на ма­ну­фак­ту­рах гер­цо­гов Ме­ди­чи ро­ж­да­ет­ся т. н. фло­рен­тий­ская мо­заи­ка (вос­хо­дя­щая к другим-римским opus sectile), от­ли­чаю­щая­ся круп­ны­ми шли­фо­ван­ны­ми тес­се­ра­ми, вы­ре­зан­ны­ми из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней по кон­ту­ру изо­бра­зительных эле­мен­тов: ею де­ко­ри­ро­ва­лись пред­ме­ты ме­бе­ли (сто­леш­ни­цы, ка­би­не­ты), ин­терь­е­ры (усы­паль­ни­ца Ме­ди­чи в церкви Сан-Ло­рен­цо, Фло­рен­ция). В искусстве клас­си­циз­ма второй половины XVIII — певрой половины XIX веков под влия­ни­ем ан­тич­ных па­мят­ни­ков, от­кры­тых в Пом­пе­ях и Гер­ку­ла­ну­ме, по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние мо­за­ич­ная ми­ниа­тю­ра, ко­то­рой де­ко­ри­ро­ва­лись ме­бель и пред­ме­ты де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства, юве­лир­ные из­де­лия.

Ис­то­ризм XIX века по­влёк за со­бой воз­ро­ж­де­ние мозаики. Мо­за­ич­ные мас­тер­ские воз­ни­ка­ют в Па­ри­же (где соз­да­ёт­ся де­кор за­ла Мель­по­ме­ны в Лув­ре, 1810 год). В Ве­не­ции около 1860 года на­чи­на­ет ра­бо­тать мас­тер­ская А. Саль­виа­ти, от­крыв­ше­го не­пря­мой ме­тод мо­за­ич­но­го на­бо­ра, при ко­то­ром ком­по­зи­ции со­став­ля­ют­ся в зер­каль­ном ото­бра­же­нии по пред­ва­ри­тель­но­му жи­во­пис­но­му эс­ки­зу на кар­то­не и за­ли­ва­ют­ся за­кре­п­ляю­щим рас­тво­ром в мас­тер­ской, а за­тем пе­ре­но­сят­ся на сте­ну. Ве­не­ци­ан­ски­ми мас­те­ра­ми в 1860-1870-е годы соз­да­ны мо­за­ич­ные ком­по­зи­ции для Ме­мо­риа­ла Аль­бер­та (1862-1875 годы) и Свя­то­го Пав­ла со­бо­ра в Лон­до­не, Па­риж­ской опе­ры. Мас­те­ра мо­дер­на и национально-ро­ман­тических те­че­ний (А. Гау­ди в Ис­па­нии, Г. Климт в Ав­ст­рии, и др.) час­то об­ра­ща­лись к тех­ни­ке мозаики из различных ма­те­риа­лов. В мозаики XX века пре­об­ла­да­ют ком­по­зи­ции, по­стро­ен­ные на со­че­та­нии бро­ских ло­каль­ных цве­то­вых пя­тен (Р. Гут­ту­зо, Ф. Ле­же, Д. Ри­ве­ра, Д. Си­кей­рос, Х. Эр­ни).

В Рос­сии тех­ни­ку смаль­то­вой мозаики воз­ро­дил в XVIII веке М.В. Ло­мо­но­сов (в 1753 году от­кры­то про­изводство цвет­но­го стек­ла и смаль­ты), под руководством ко­то­ро­го бы­ли соз­да­ны «Порт­рет Пет­ра I» и кар­ти­на «Пол­тав­ская ба­та­лия» (1762-1764 годы), а так­же мо­заич­ные ми­ниа­тю­ры.

С це­лью из­го­тов­ле­ния мозаики для Исаа­ки­ев­ско­го со­бо­ра в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 1847 году ос­но­ва­но Императорское мо­за­ич­ное за­ве­де­ние (в 1862 оно вли­лось в пе­терб. АХ), рус. ху­дож­ни­ки-мо­заи­чи­сты в 1847–51 обу­ча­лись в Ри­ме в спе­ци­аль­но от­кры­той сту­дии под рук. М. Бар­бер­ри.

В даль­ней­шем русскими мо­заи­чи­ста­ми соз­да­ва­лись ико­ны для Се­ва­сто­поль­ско­го со­бо­ра в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Чу­до­ва монастыря в Мо­ск­ве, мо­заи­ки на фа­са­дах ве­ли­ко­кня­же­ской усы­паль­ни­цы в Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Санкт-Пе­тер­бур­ге мо­заи­ки по­кры­ва­ют фа­са­ды и внутренние сте­ны (за­ни­ма­ют свыше 7 тыс. м2; мас­тер­ская Фро­ло­вых по эс­ки­зам и кар­то­нам М.В. Не­сте­ро­ва, В.М. Вас­не­цо­ва, В.В. Бе­ляе­ва и др., 1895-1907 годы).

Мозаика ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась в советском деко­ра­тив­но-офор­ми­тель­ском искусстве: в оформ­ле­нии стан­ций Московского мет­ро­по­ли­те­на («Ма­я­ков­ская», художник А.А. Дей­нека; «Ком­со­моль­ская-коль­це­вая», художник П.Д. Ко­рин); фло­рен­тий­ские мо­заи­ки Г.И. Оп­рыш­ко. Во второй половине XX — начале XXI веков яр­кие об­раз­цы мозаики соз­да­ют Н.И. Ан­д­ро­нов, А.В. Вас­не­цов, В.В. Мель­ни­чен­ко, Д.М. Мер­перт, Б.П. Ми­лю­ков, А.Ф. Ры­ба­чук, И.М. Ра­би­но­вич, Б.А. Таль­берг, З.К. Це­ре­те­ли, В.Б. Эль­ко­нин, Е.Н. Мак­си­мов, А.Д. Кар­нау­хов и др.

Декоративная мозаика: виды, варианты набора и самостоятельная укладка

Мозаичные украшения с давних времен использовались для оформления помещения. Старые техники создания и укладки декоративной мозаики постепенно видоизменились промышленными технологиями. Но если раньше мозаика применялась для отделки богатых домов, то сейчас ее применяют в любых помещениях.

Возникновение мозаики

Появилась мозаика еще в Древней Греции, потом распространилась на территории Византии и Древнего Рима. После этого долгое время не использовали мозаику — до середины 18 века. Откуда произошло название этого материала, точно не известно. В некоторых источниках упоминается перевод с латинского, означаемый «посвященная музам». В других мозаику называют opus musivum, что означает разновидность кладки пола или стен из мелких камешков.

В Древнем Риме ее украшали почти все частные и общественные здания. В основном укладывалась она на пол, а для отделки стен чаще использовали фрески. Римская мозаика состояла из небольших кубиков, которые назывались смальты, а также из камня. Смальты делались из очень плотного и непрозрачного стекла.

Флорентийская мозаика считается наиболее сложной. Такое название она получила вследствие того, что использовать для получения неповторимых готовых картин природную, естественную фактуру камня первыми начали мастера Флоренции. Та техника мозаики, которая была выработана к концу 16 века и в наши дни применяется практически без изменений.

Флорентийская мозаика представляет собой создание красивых рисунков и картин, используя различные сочетания поделочных камней многих оттенков и разнообразных геометрических форм. Особенностью этой техники, отличающей ее от других видов мозаики, является точная подгонка каменных пластинок, которые расположены в одной плоскости, без образования швов. Неповторимый художественный эффект основан на точном, практически идеальном, подборе цветов и оттенков камней, используя их естественную структуру и рисунок.

Создавая эскиз панно из мозаики, мастера всегда учитывают декоративные характеристики используемых камней.

В древние времена часто использовались смальтовые мозаичные панно. В течение некоторого времени смальтовая мозаика не была распространена, но в 18 веке опять начала использоваться для украшения помещений. В то время русский ученый Ломоносов технику изготовления необходимого для создания смальтовых мозаичных картин глушенного стекла, изобрел заново. И сейчас для отделки помещения применяют не только смальтовую мозаику, но и русскую каменную мозаику, флорентийскую и византийскую. Также используют для создания красивых картин яшму, мрамор, лазурит, малахит и другие полудрагоценные самоцветы.

Читайте также  Поддон для душа из мозаики: идеи и способы их воплощения

Виды мозаики

Мозаику делают из разных материалов, и в зависимости от этого она может быть керамической, малопористой, смальтовой, а также из венецианского стекла, природного камня и искусственного гранита.

Керамическая мозаика во многом напоминает обычную керамическую плитку, но имеет значительно меньшие размеры. Она производится различных оттенков и может быть глазурованной или с мелкими декоративными трещинками на лицевой поверхности. Кроме этого, керамическая мозаика может иметь на поверхности разводы или вкрапления другого оттенка, или имитировать другие поверхности.

Используется керамическая мозаика для отделки разнообразных поверхностей — фасадов зданий, спален, кухонь, прихожих, бассейнов, ванных комнат. Неглазурованная керамика имеет один существенный недостаток — пористость. Чаще применяют мелкопористую керамику, которая характеризуется улучшенными свойствами, в сравнении с неглазурованной керамической мозаикой — высокий уровень морозоустойчивости и низкий уровень водопоглощения. Такой материал прекрасно подходит для облицовки бассейнов.

Другой распространенный материал для изготовления мозаики — камень. Используют разные виды камня — и обычный природный туф, и мрамор или яшму. Создавая мозаичные полотна из натурального камня, можно получить красивые, естественные картины. Если дополнительно состарить камень, тогда можно получить рисунок с приглушенными оттенками. Из натурального камня мозаику выпускают различной формы с максимальным размером — 50 х 50 миллиметров. Используется она для украшения дорожек, отделки дворов, полов и других поверхностей. Не впитывающие влагу камни можно применять и для отделки бассейнов или ванных комнат.

Облицовочные мозаичные плитки с неповторимым эффектом внутреннего свечения получают из искусственного гранита, смешанного с битым зеркалом. Такая мозаика отличается повышенной прочностью и высокими декоративными свойствами, что позволяет использовать материал для облицовки различных поверхностей, в том числе, ступеней лестниц, бассейнов и ванных комнат. Мозаика из искусственного гранита отлично комбинируется с другими материалами, особенно стеклом и мрамором.

Когда-то секрет производства смальтовой мозаики передавали из поколения в поколение, держа его в строжайшем секрете. Сейчас рецепт ее производства изобрели заново. Технология изготовления заключается обработке стекла различными оксидами металлов и дальнейшем нагревании его до высоких температур. Получаемая в результате смальтовая мозаика характеризуется высокими химическими и физическими свойствами. Она морозоустойчива, ударопрочна и устойчива к самым разнообразным агрессивным средам. Внешне она представляет собой непрозрачный материал, светящийся изнутри. Применяется она и для отделки поверхности пола и стен, и для облицовки поверхностей ванных комнат, бассейнов, гостиных.

Наиболее распространенным материалом для изготовления мозаики является венецианское стекло. Стеклянная мозаика характеризуется морозоустойчивостью, долговечностью, жаростойкостью, ударопрочностью, устойчивостью к воздействию бактерий и микроорганизмов. Оттенки мозаики из венецианского стекла разнообразны, а размеры могут быть трех типов — квадраты со стороной 10, 20 и 50 миллиметров, толщиной от 3 до 12 миллиметров. Использую плитки меньшего размера. Можно получить более точно прорисованное изображение.

Применяется стеклянная мозаика для отделки пола и стене в закрытых помещениях любого назначения, в том числе ванных комнат, кухонь и бассейнов. Также с ее помощью можно украшать поверхность мебели, фасады зданий и камины.

Способы укладки мозаики

Мозаика укладывается двумя способами — это обратный набор и прямой. При прямом наборе мозаичное изображение укладывают на штукатурный слой обрабатываемой поверхности. Эта техника используется давно и является трудоемкой и достаточно сложной в исполнении. Технику прямого набора использовали в древние времена для укладки византийской и римской мозаики.

С 18 века начали применять другой способ укладки — обратный набор. Это более простая техника, которая заключается в выкладывании изображения на кальку вниз лицевой поверхностью. Впоследствии композиции крепят с тыльной стороны, осуществляют окончательную обработку. Такое изображение напоминает фактуру ковра или гобелена.

Используя обратный или прямой набор, укладывают также фоновую мозаику, миксы (произвольное приклеивание цветных мозаичных плиток), мозаичное панно. Мозаичное панно делают следующим образом. Сначала на основу подготовленного рисунка выкладывают мозаичные фрагменты из гранита, мрамора и др. материалов, которые наклеивают сначала на самоклеящуюся пленку, постом — на сетку. В результате, получается мозаичное панно в виде отдельной плитки.

Сейчас мозаику набирают в том же месте, где и производят ее. Чтобы получить точный рисунок, отдельные чипсы скалывают ручным способом, а в салоны, магазины и другие торговые точки мозаика поступает уже в виде матриц — куски стеки или бумаги, на которых наклеены в соответствующем порядке чипсы. Сетка наклеивается на тыльную сторону чипсов, бумага — на их лицевую сторону. Потом остается соединить отдельные фрагменты и приклеить их к поверхности. При этом сетка останется под чипсами, а бумагу следует смочить и удалить с поверхности.

Производят мозаику сейчас и отечественные производители, и иностранные. Стоимость продукции отечественного производства, как правило, ниже. Если один метр квадратный отечественного мозаичного панно будет иметь стоимость в пределах 1 — 7 тысяч евро, то такое же панно зарубежного производства будет стоить на двадцать (иногда и на 30) процентов дороже.

Особенности самостоятельной укладки мозаики

Самостоятельно уложить мозаику несложно, особенно если имеются навыки и опыт укладки обычной керамической плитки, так как эти виды работ во многом схожи. Начинается укладка мозаики своими руками с подготовки основания. Его следует хорошо выровнять и обработать грунтовочным составом. После этого на поверхность наносят клей с помощью зубчатого шпателя. Далее на клей укладывают мозаичные коврики, немного вдавливая каждый в клеевой раствор.

Плиточный клей — оптимальный состав для приклеивания мозаики. Если понадобится поправить положение отдельных ковриков, то это можно просто сделать с помощью губчатой терки. Если требуется отделать мозаикой не только пол в помещении, но и часть стены (например, цоколь), тогда работу начинать рекомендуется с укладки мозаики на стены.

В течение суток обычно плиточный клей полностью высыхает. Когда это произойдет, можно начинать следующий этап работы — затирку швов. Для этого понадобится специальный состав для заделывания всех швов, стыков между плитками, которые могут быть разного размера — от 3 до 25 мм. Состав для затирки следует готовить точно в соответствии с инструкцией и наносить его так же, как и при затирке швов обычной керамической плитки. Если правильно все делать, в точности следовать технологии, тогда швы получаются ровными, прочными и устойчивыми к температурным перепадам и влаге. А для укладки материала в таких помещениях, как ванная комната, это имеет большое значение.

Чаще всего затирка готовится очень просто: смесь разводится водой в указанных в инструкции пропорциях. Затирку можно применять любого цвета. А сейчас такие составы производятся различных оттенков, которые в процессе эксплуатации не выцветают и отличаются повышенной прочностью к различным физическим повреждениям.

Специалисты рекомендуют применять затирки темных оттенков, если мозаика укладывается на пол. Это позволит дольше сохранить первоначальную привлекательность облицованной поверхности.

Как только затирка полностью высохнет, следует хорошо обмыть лицевую поверхность уложенной мозаики. Делать это удобно с помощью смоченной в теплой воде и хорошо отжатой губки. Чтобы определить, насколько высохла затирка, достаточно слегка провести пальцем по шву. Если на пальце при этом остаются следы затирочного состава или он прилипает к нему, тогда затирка еще недостаточно высохла и отмывать мозаичное полотно еще рано. А вот плиточный клей с поверхности мозаики удалять следует сразу же, не дожидаясь пока он прочно пристанет к ней. Если пропустить этот момент, то произвести затирку швов качественно будет сложно и некоторые стыки могут остаться не обработанными.

После того, как мозаика очищена от всех загрязнений и излишков затирочного состава, все швы и стыки следует обработать силиконовым герметиком. Это необходимо, чтобы предупредить появление и развитие плесневелых грибков. Как и затирка, герметики могут быть различных оттенков и характеризуются устойчивостью к самым разнообразным воздействиям.

Декоративная мозаика — это прекрасный способ украсить любое помещение, сделать его неповторимым и стильным. Для этого можно использовать стеклянную, силикатную, керамическую или другую мозаику. К тому же самостоятельно уложить ее достаточно просто, имея самые минимальные навыки или небольшой опыт в выполнении различных ремонтных и строительных работ.

Перейти в раздел: Отделочные материалы → Плитка керамическая и аксессуары → Мозаика под заказ

История мозаики

Слово «мозаика» произошло от греческого «Муса», или муза, по имени девяти дочерей Зевса, покровительниц искусств. Когда точно появилась мозаика, доподлинно не известно. Большинство историков связывают ее возникновение с Древней Грецией, хотя имеются свидетельства более древнего происхождения мозаики в Месопотамии в 4 тысячелетии до нашей эры.

С 8 до 2 века до нашей эры был так называемый «галечный» период в истории мозаики. Древнейшая галечная мозаика была найдена в городе Гордион, столице Фригии в Средней Азии. Мозаика выполнялась в виде простых геометрических узоров из гальки белого, черного и красного цвета.

Постепенно галечная мозаика развивалась и становилась все более сложной. Четвертый век до нашей эры стал пиком развития галечной мозаики. Рисунки стали образными, мифологическими, появились вставки из полосок свинца для создания более четких контуров, используется большое количество элементов (до 40 тысяч).

Мозаика в Гордионе

В 3 веке до нашей эры происходит значительное событие в искусстве мозаики — появляется квадратная плитка из природных материалов — камня, мрамора, стекла и терракоты, цветной обожженной глины с неглазурованной поверхностью. С появлением мозаичной плитки стало возможным использование большего разнообразия цветов и оттенков, создавать разнофактурные комбинации.

Такая мозаика позволила уменьшить зазоры между плитками и сделать ее более четкой. Мозаичные работы стали более реалистичными и даже конкурировали с живописью. Старейшая плиточная мозаика, известная на сегодняшний день, была обнаружена в городе Моргантина на острове Сицилия.

В первом веке до нашей эры в Риме появился термин «мозаика». Возникновение этого слова связывают также с латинским «opus musivum». Искусство проявлялось в виде мозаик, украшающих стены и потолки пещер и фонтанов, посвященных музам. Эти места отдыха были названы «musaea». Поскольку украшение стен и потолков не подвергалось износу, мастера использовали более хрупкие материалы — цветное стекло, сусальное золото, зажатое между прозрачным стеклом.

В это время происходит развитие мастерства мозаики и возникает несколько типов мозаичных структур, ставших впоследствии основополагающими:

1. opus tessellatum с использованием мелких плиток размером 4 мм. Мозаика изготавливалась в мастерских в виде панелей с временной подложкой.

2. opus signinum, основой мозаики служил водонепроницаемый строительный раствор из терракоты, известняка и дробленого кирпича, покрывающего землю. В строительный раствор затем вставлялась плитка. Этот метод был легче и являлся менее дорогостоящим.

3. opus sectile с использованием пластин мрамора, цветных камней или стекла. Мозаика, как правило, изготавливалась в виде цветов или геометрических узоров. Создавать такую мозаику было быстро, но сырье стоило дорого.

4. opus vermiculatum состояла из крошечной мозаики размером от 2 до 4 мм и особенно подходила для создания тонких кривых линий. Это была кропотливая и тонкая работа. Мозаичные изображения соперничали с картинами, иногда эти мозаики набирались из полутора миллиона плиток. А знаменитая мозаика «Битва при Иссе» сделана из 4 миллионов мозаичных плиток.

5. opus scutulatum, когда между плитками одного цвета вставлялись плитки разных цветов и размеров.

В Римской империи в это же время появляется монохромный черно-белый стиль мозаик, который доминировал на протяжении двух столетий. На окраинах Римского государства, однако, был распространен полихромный вид мозаик. Образовалось несколько различных школ по изготовлению мозаики.

В отличие от скульптуры, мозаика уникальна тем, что она часто показывает повседневную жизнь, на такие темы, как времена года, развлечения, путешествия и т.д. Древняя мозаика позволяет нам увидеть повседневный быт людей, живших задолго до нашего времени.

Византийская мозаика, как и все византийское искусство в целом, была полностью сосредоточена на религиозных представлениях. Наиболее известны мозаики Равенны, которая в средневековой христианской Европе была центром мозаичного искусства.

Использование новых материалов, таких как венецианские цветные эмали (смальта) и золотые мозаичные плитки придают мозаикам Равенны яркость и живость, а различный угол наклона плиток создает дополнительно игру света. Фон мозаик обычно выполнялся золотым, что символизировало вечность. Византийская мозаика украшает большое количество церквей и базилик в Европе.

На востоке мозаика также получила широкое распространение. Исламское религиозное искусство запрещает любое представление лица или тела, поэтому мозаика выполнена в виде витиеватых геометрических узоров, спиралей, звезд, арок, арабесок, растительных форм.

В дальнейшем искусство мозаики претерпевает спад, на смену ему приходят фрески и панно. И только в середине 19 века после полного забвения начинается возрождение мозаики. Итальянский мозаичист Антонио Сальвиати вдохнул новую жизнь в венецианскую стекольную промышленность. Он увидел возможность для развития бизнеса по изготовлению стеклянной мозаики по старинным технологиям Венеции.

Читайте также  Декоративная мозаика в современном интерьере

Интерес к мозаике возник в основном потому, что это был более долговечный вариант украшения пола и стен. Мозаичные плитки приклеивают очень плотно друг к другу, а затем шлифуют.

Возвращение к мозаике произошло в дополнение к формирующейся моде на исторический стиль архитектуры. В Ватикане появляется мозаичная мастерская. Следуя этому примеру, «Музей изделий» (ныне музей Виктории и Альберта) в Лондоне в середине 19-го века также основывает мозаичную мастерскую.

Царь Николай I создает мастерские в России, вдохновленный открытием византийских мозаик в церкви Святой Софии в Киеве. Римские мозаичные школы организуются в Санкт-Петербурге. Крупные мозаичные школы и артели художников были основаны в Париже, Вене, Дармштадте и Венеции.

Венецианские мозаики 1920 года, показанные на Парижской выставке в 1925 году, выполнены в новом стиле — стиле ар-деко. Движение в стиле модерн также не миновало искусство мозаики. В Барселоне Антонио Гауди совместно с Жузепом Марией Жужолем изготавливают потрясающие керамические мозаики в Парке Гуэля. Они использовали различные материалы, включая битую посуду, битое стекло и отходы строительного производства.

После второй мировой войны в мозаике процветают веяния нового времени: авангард, дадаизм, кубизм и футуризм.

Мозаика в начале 21-го века, является больше мастерством ремесленников, чем художников. Возможно, это связано с тем, что мозаики часто имеют двойную функцию, например, в качестве напольных и стеновых покрытий, а также потому, что теперь мозаика очень доступна, а не является элитарным видом творчества. Мозаичное дело богато новыми идеями и подходами, существуют организации, для продвижения мозаики — Британская ассоциация современной мозаики, Общество американских мозаичистов.

Мозаика – виды, характеристики, область применения

Рынок стройматериалов не перестает удивлять даже самых требовательных потребителей новыми решениями. Все больше популярности приобретает среди них мозаика. Мозаичные композиции все чаще используются при оформлении, как квартир, так и частных домов.

Любая мозаика представляет собой рисунок, составленный из определенного количества небольших деталей.

На смену утерянным старинным секретам пришли промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Фирм, специализирующихся на этом, сегодня масса. И каждая предлагает свои эскизы и сюжеты, которых в каталогах обычно сотни. Но если ни один не удовлетворил вкусам заказчика, могут использоваться и рисунки, предложенные самим заказчиком. Разумеется, художественная выразительность мозаичного панно достигается не только сложностью рисунка, но и разнообразием материалов, его составляющих.

Стеклянная мозаика

Самый распространенный материал для производства мозаики сегодня — венецианское стекло. Оно долговечно, водостойко, жаростойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Мало того, оно имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий и может использоваться для отделки бассейнов. Что касается цветовой палитры, то ее трудно описать, настолько она многокрасочна. Для этого в процессе производства в стекло добавляют самые разнообразные добавки: от бора, кадмия и селена до полудрагоценного минерала авантюрин и перламутра.

Самая распространенная форма наборных элементов (их называют также модулями, чипсами, тессерами) — квадратная. Чем они мельче, тем подробнее будет детализация изображения и точнее прорисовка.

Стеклянная мозаика имеет очень широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий.

Смальтовая мозаика

Смальта — это разновидность стеклянной мозаики. Но в отличие от последней в состав смальты входят соли калия, а не натрия, и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным чистящим средствам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Имеющиеся технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты.

Настоящая смальта выглядит очень достойно: ее легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют никаких белых включений. Она имеет очень гладкую и приятную на ощупь поверхность, с которой легко удаляются любые загрязнения (легче, чем с поверхности недорогих стеклянных мозаик). Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает ее пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой как внутри здания, так и снаружи (коридор, кухня, поверхность около бассейна, крыльцо).

Керамическая мозаика

Каремическая мозаика, вернее, ее чипсы внешне похожи на обычную плитку, в форме квадрата или прямоугольника, только меньшего размера. Предлагаемые производителями цвета и оттенки очень разнообразны. Мозаика может быть просто глазурованной, а может содержать «спецэффекты» — кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Выложенная ею поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой. Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. У неглазурованной керамики — пористая структура, со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Впрочем, существует и малопористая керамика — монопрессокоттура.

Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь. Каменная мозаика. В ее производстве используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора, оникса и яшмы. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно «состарить» — тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы — от круглой до неправильной. Максимальный размер — 50 X 50 мм (в основном такие элементы применяются вне помещений).

При планировании покупки мозаики из натурального или агломерированного мрамора следует учесть, что это сравнительно мягкие материалы, при уходе за которыми нельзя использовать абразивные чистящие средства и жесткие щетки, способные оставлять на полированной поверхности царапины. Нужно избегать попадания на их поверхности кислотосодержащих жидкостей — фруктовых соков, вина, уксуса и т. д. Большинство изделий из этих материалов рекомендуется после укладки в местах с интенсивной эксплуатацией натирать специальным воском. Исключение составляют агломераты на основе кварца. Нетрадиционные материалы. Один из них — керамогранит, с удовольствием используемый в оформлении интерьеров. Керамогранит прочнее, чем просто керамика, и обходится гораздо дешевле, чем привозные материалы. Но если технология его изготовления соблюдалась не в полном объеме, со временем он начинает расслаиваться и терять цвет. Для мозаики используется и так называемый Metron — смесь кусочков авантюрина и разноцветного стекла, скрепленных специальным составом — легким, но очень прочным, водостойким, жаропрочным, устойчивым к перепадам температур. Metron прекрасно подходит для облицовки стен и полов, из него делаются столешницы, подоконники, плинтусы.

Металлическая мозаика

Металлическая мозаика появилась лишь несколько лет назад. Модули представляют собой штампованные металлические колпачки высотой 4 мм из полумиллиметрового листа нержавеющей стали. Они закрепляются на запатентованной резиновой подложке, которая придает плитке необходимую степень жесткости. Модули могут иметь разную форму, фактуру и даже цвет поверхности. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу. Поверхность стали делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы.

Металлизма довольно дорога: 1 кв. м — около $ 250-350. Но если использовать ее в качестве декора или для отделки небольших поверхностей, получится вариант «недорого и достойно» и при контролируемых затратах интерьер приобретет изюминку. Для отделки бассейнов существует специальная серия high tech из более коррозионно-стойкой «нержавейки». Производители не рекомендует использовать ее для облицовки поверхностей, находящихся на улице. Золото и платина. Такой декор — бесспорный признак роскоши. Все фабрики, производящие мозаику, выпускают коллекции с желтым, белым золотом или платиной. Есть серии, в которых мозаику от начала до конца делают вручную, прокладывая между двумя слоями стекла настоящую золотую фольгу 99-й пробы. Очевидно, что и цена такого материала немалая — 2 евро за один сегмент (20х20 мм) или 3300 евро за 1 кв. м. Но выглядит она великолепно!

Чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Подобные изделия предлагаются как для стен, так и для полов, вкрапления особенно красиво смотрятся на дне бассейна.

Цветовая палитра и применение мозаики.

К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов (более 80) и неограниченное число комбинаций цветов.

Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к светлым).

Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (матрицах). Модули на листе фиксируются с помощью бумаги или пленки, наклеенной с лицевой стороны, или же с помощью сетки, приклеенной с изнанки. Времена, когда мозаичный фон кропотливо выкладывался вручную, отошли в далекое прошлое. Смеси (миксы) — матрицы, набранные из разноцветных элементов, — являются основным продуктом, поступающим к потребителям.

В производстве стеклянной мозаики наиболее распространена передовая и дешевая «бумажная» технология. Если сравнивать с сеточной технологией, отличий два. Во-первых, улучшается адгезия мозаики к поверхности, так как нет промежуточной основы — сетки. Во-вторых, если при отделке выпуклых участков матрицей на сетке швы расходятся, то на «бумажной» основе — никогда.

Как правило, изготавливаются матрицы размером около 30 x 30 см, состоящие из 225 плиток мозаики величиной 20 x 20 мм каждая.

Однотонные наборы используются в основном для облицовки больших поверхностей, например бассейнов, внутренних помещений спортивных сооружений, ванных комнат, фасадов зданий. Разноцветные наборы подходят и для бассейна, и для ванной комнаты, и для «фартука» кухни. Существует возможность покупать не только стандартные смеси по каталогу, но и моделировать и заказывать свои миксы, отличные от других

Также мозаика продается в виде растяжек (от итальянского sfumature) — это панно длиной 2,5-2,8 м и требуемой ширины, на которых цвет мозаики плавно меняется от одного конца к другому.

Панно, выполненное в технике матричной сборки — это изображение, набранное из мозаики правильной формы. В распоряжении многих компаний имеются компьютерные программы, позволяющие разделять любые изображения на элементы, по цвету и форме соответствующие фабричной мозаике. Изделия, созданные с помощью этой программы, есть в каталогах каждого производителя и могут поставляться из-за рубежа или делаться в России. Такие панно дают возможность каждому покупателю получить декоративную картину, не прибегая к дорогостоящей технике подколки.

Художественное панно — это высший класс, произведение мозаичного искусства, выполненное из колотой или разрезанной мозаики (стекла, смальты, камня) по индивидуальному заказу.

Область применения промышленных мозаики ограничивается только полетом вашей фантазии. В частном и общественном экстерьере и интерьере, на стенах, полах и потолках, крышах, печных трубах, в бассейнах, фонтанах, банях, санузлах, кухнях, на лестницах и пандусах, в подземных переходах, на станциях метро, ландшафтных объектах, садовых дорожках, в скульптурах и разного рода художественной пластике — словом, везде, где имеется потенциальная возможность оживить игрой света и цветом традиционные и привычные взгляду предметы. Блики света, отраженные разноцветными кусочками непрозрачного стекла, обращают на себя внимание, создают настроение, формируя особую ауру вокруг украшенных мозаикой объектов.

Добавлено: 6.08.2017 20:57:02

Еще статьи в рубрике Выбираем отделочные материалы:

  • Смальта – форма, размер, цветовая гамма

Смальта — не что иное, как специальное цветное стекло. Наверняка каждый может себе представить картину, как на множество осколков разбивается обычное .

Материалы для садовых дорожек

Для создания садовых дорожек применяют самые разнообразные материалы: тротуарную плитку, натуральный или искусственный камень, гальку, щебень, дерево. Правильно подобранное покрытие способно .

Применение керамогранита

Керамический гранит производится в форматах от 10×10 до 60×60 см. Наиболее востребованными являются форматы 30×30 и 45×45 см. Традиционно керамогранит считается .