Как выбрать разбавитель для красок?

Самые популярные растворители для краски

Бывает так, что краска, с которой предполагалось делать ремонт, успела засохнуть или после ремонта запачкалась в доме мебель и другие вещи. Или же руки не отмываются после проведенных ремонтных работ. Все эти проблемы решаются растворителем, но чтобы он не растворил вместе с краской одежду, не прожёг дыру на поверхности мебели и не причинил другие неприятности, нужно знать их виды и предназначение.

Описание растворяющих веществ

Некоторые считают, что растворитель и разбавитель — это одно и то же. Это мнение ошибочно. Первые применяют для доведения краски до нужного состояния, а вторые — вещества с добавлением ретардера, который замедляет высыхание, не допускает возникновения комков, уменьшает натяжение и повышает текучесть. Другими словами, добавление в краску разбавителя не предусматривает химических реакций.

Растворитель способен вступить с веществом во взаимодействие, проникать в его структуру и растворять компоненты эмалей, лаков и т. д.

Летучее растворяющее вещество должно испаряться постепенно, иначе могут появиться дефекты на плёночной поверхности. Главная задача растворителя — участие в этапе покраски для придания лакокрасочным материалам нужной степени вязкости. Кроме того, с их помощью также очищают загрязнённую после покраски одежду, инструменты и кожу.

Классификация растворителей

Основным параметром разделения на группы является способность быстро (медленно) испаряться при обычных условиях. Так, выделяют несколько групп:

  • труднолетучие;
  • среднелетучие;
  • легколетучие.

Самые популярные средства

Растворителей существует очень много. Чаще всего применяют следующие:

  • ацетон;
  • ксилол;
  • сольвент;
  • бензин;
  • скипидар;
  • уайт-спирит;
  • растворители (Р-4, 646, 647, 649, 650).

Ацетон

С помощью ацетона можно создать нужную консистенцию перхлорвиниловых красок для удобного нанесения на поверхность. Применяется для обезжиривания резины, растворения солей и удаления воска. Растворяет органические и эпоксидные смолы, масла в процессе синтеза полиуретанов и поликарбонатов.

Ксилол

Подходит для растворения эпоксидных смол, битумных лаков и краски на основе глифталевых смол. Применяется в процессе синтеза красителей. С ксилолом краска становится ярче, но сохнет дольше.

Сольвент

Этим веществом можно растворять меламиноалкидные лаки. С помощью сольвента повышают текучесть красителей из битума или глифталя.

Бензин

Активно используется в резиновой промышленности как растворяющее вещество. Применяется для очищения от жира поверхностей для склеивания. Бензин используют для растворения эмалей и масляной лакокрасочной продукции.

Скипидар

Используется для растворения масляных и алкидно-стирольных красок. Скипидар подходит для снятия засохшей краски самостоятельно или в комбинации с другими растворителями. Вещество малотоксичное, имеет хвойный запах.

Уайт-спирит

Очень популярен в силу того, что для здоровья он практически не вреден (но пить его, конечно, не стоит), с его помощью часто очищают испачканные краской руки. Его часто используют в быту, так как он способен расщеплять растительные масла и жиры, азотные органические соединения, нефтяные фракции. Уайт-спирит активно применяется и в промышленности для растворения масляной краски, каучуковой и битумной мастики, различных лаков и эмалей.

Довольно сложное по составу вещество. Синтезируют его с помощью соединения эфиров, углеводородов и кетонов. Используется для красителей с полиакрилатом и полихлорвинилом, а также разводят лакокрасочные материалы на винилиденхлориде и винилацетате.

646

Состоит из смеси толуола, этанола, бутилацетата, бутанола, этилцеллозольва и ацетона. С его помощью разводят эпоксидные и акриловые лаки. Вещество не очень токсично, поэтому при работе с ним не используют средства защиты. Продаётся во многих хозяйственных магазинах, применяется в быту для работы со шпатлёвкой.

Смесь толуола, бутилацетата, этилацетата и бутанола. Применяется в процессе покраски автомобилей, позволяя разводить нитролак и нитроэмаль.

Состоит из ксилола, этилцеллозольва и бутанола. Применяется для разведения красок и эмалей. Более токсичен, поэтому для работы с ним требуются защитные средства. Кроме того, само вещество необходимо предохранять от прямого попадания солнечных лучей, а также хранить в тёмной, плотно закупоренной таре.

650

Смесь из ксилола, бутилового спирта и этилцеллозольва. С его помощью разводят краски и эмали. Вещество токсично, поэтому обязательно требуются средства защиты.

Правила безопасности

Важно знать, что пары многих растворителей при соединении с воздухом составляют взрывоопасную смесь, поэтому важно не использовать вещества вблизи открытого огня, не курить при работе и т. д.

Большинство имеют сильный специфический запах. Помещение, в котором проходит работа, следует проветривать во избежание отравления.

Следует оберегать открытые участки кожи от их попадания. Несмотря на то что некоторые растворители практически безопасны, всё равно не стоит лишний раз с ними контактировать во избежание проблем со здоровьем. Растворители — это активные химические вещества, следует обращаться с ними осторожно. Соблюдая самые простые правила, можно уберечься от ненужных проблем.

Разбавитель для масляных красок: зачем нужен и как использовать

Как много начинающих художников задается этим вопросом. Ведь, казалось бы, нормальная краска должна уже иметь хорошую консистенцию. Что там еще разбавлять? Давайте разбираться вместе!

Зачем нужен разбавитель для масляной живописи

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся, что же все-таки такое разбавитель для масляных красок, и чем он отличается от растворителя.

Растворителем называют жидкость, которая растворяет некоторые связующие вещества в краске, придавая ей нужную консистенцию.

Разбавитель же, разбавляет краску, снижая вязкость материала, чтобы можно было пользоваться краской без проблем.

Так же его используют для того, чтобы очищать кисти, палитру и другие инструменты для живописи от краски. Но, так как сами по себе разбавители достаточно дорогие, особенно тройник, чистить кисти можно и более дешевыми способами.

Другими словами, обычный разбавитель действительно изменяет консистенцию краски, ее вяжущие свойства, но не меняет ее структуру. После высыхания краска остается прежней. Разбавитель просто помогает распределить краску по холсту.

Для чего же тогда нужен растворитель?

Растворитель же (отсюда и название) растворяет маслянистые вещества в краске, из-за чего после высыхания красочный слой может отличаться от того, какой вы ожидали сначала.

В мире живописи разбавителей существует огромное множество, но есть самые основными, которые используют большинство художников. Давайте остановимся на каждом подробнее.

Виды разбавителей

Начинающим художникам я советую приобрести три основных разбавителя для живописи – это льняное масло, тройник и пинен.

Разбавитель №4 (пинен)

Пинен или разбавитель №4 – один из самых универсальных разбавителей. Этот разбавитель подходит для тонких слоев масляной живописи. Хорошо разбавляет краски и лаки, со временем почти не желтеет. Этот разбавитель также быстро и хорошо сохнет, имеет прозрачный цвет.

Из минусов пинена можно назвать его запах, который весьма специфический и не самый приятный. Поэтому, если вы чувствительны к запахам, лучше использовать другой разбавитель для масляных красок.

Тройник

Далее по популярности и по качеству своих свойств идет разбавитель тройник. Этот разбавитель для масляной живописи состоит из трех компонентов – даммарного лака, льняного масла и скипидара. Тройник можно купить уже как в готовом виде, так и сделать самим – смешав все компоненты в нужных вам пропорциях.

Стоит отметить, что тройник имеет свойства сразу всех этих трех компонентов: он защищает картину как лак, улучшает свойства красок, так как в его составе есть льняное масло, и, конечно же, имеет такой же специфический запах, как и скипидар.

Тройник – это очень универсальное средство в живописи. Но даже несмотря на то, что в его составе уже есть лак, картину после тройника я бы все-таки рекомендовала дополнительно покрыть лаком. Тройник создает мягкие, плавные растяжки и переходы цвета. Это хороший разбавитель для масляных красок еще и потому, что при нанесении тройник придает блеск, яркость и насыщенность картине.

А вот без запаха опять не обойтись. Тройник, так же, как и пинен, обладает довольно специфическим запахом. Сам по себе пахучий скипидар – довольно сильный разбавитель, плюс льняное масло, которое тоже имеет свой запах, и третий компонент – художественный лак, который так же имеет какой-то запах.

Поэтому, из-за такой гремучей смеси кому-то этот разбавитель может показаться неподходящим, даже не смотря на все его свойства и качества при работе с ним.

Стоит отметить и еще один существенный минус тройника – его цену. Это самый дорогой разбавитель, который можно выделить среди других разбавителей для масляных красок. Если скипидар и льняное масло, это самые дешевые разбавители в масляной живописи, то тройник самый дорогой.

В любом случае, чтобы вы ни выбрали, тройник или пинен, оба эти разбавителя отлично подходят для масляной живописи.

Льняное масло

Для всех, у кого нет своей мастерской, или возможности писать картины в студии, из-за чего им приходится работать дома, я рекомендую выбрать в качестве разбавителя для красок льняное масло.

Читайте также  Растворитель P-5: преимущества и особенности применения

Льняное масло это природный, натуральный продукт, который не имеет такого резкого и специфического запаха, как предыдущие разбавители для масляных красок. Это не значит, что масло совсем не пахнет, просто при использовании вы и ваши близкие не будете ощущать дискомфорт, и вам не придется постоянно проветривать комнаты и держать настежь все окна и двери в доме.

Этот разбавитель, помимо яркости, так же дает хорошее сцепление всех слоев краски. Но есть и небольшой минус – картины, покрытые льняным маслом, сохнут дольше, чем обычно.

Скипидар

Следующий разбавитель, о котором я хотела бы упомянуть – это скипидар. Не самый лучший разбавитель для масляной живописи. У скипидара достаточно много минусов, особенно, если использовать его в чистом виде.

Самый основной недостаток скипидара, это, пожалуй, его запах. Такой резкий и сильный, что вам, однозначно, придется работать в маске. Также скипидар легко превращает вашу картину в жухлую, быстро сушит краски и меняет их насыщенный цвет, с яркого до блеклого и невыразительного.

Уайт-спирит

Уайт-спирит, еще один разбавитель для масляных красок, который вы можете использовать, стоит достаточно недорого. В отличие от скипидара, картина с уайт-спиритом, сохнет немного дольше. Запах так же не сильно отличается. Хочу отметить, что оба этих разбавителя лучше не использовать в чистом виде, а смешивать с другими компонентами.

Подробнее обо всех этих разбавителях, а также инструкция КАК СМЕШАТЬ СВОЙ ТРОЙНИК смотрите в моем видео:

Как использовать разбавитель

Чтобы начать работать с разбавителем, вам понадобятся:

  1. Емкость для разбавителя
  2. Кисти
  3. Краски на палитре

Наливаем небольшое количество разбавителя в специальную емкость и мягкой кисточкой аккуратно добавляем, вмешивая разбавитель в краску. Стоит отметить, что разбавитель довольно быстро испаряется, поэтому и работать с ним нужно более энергично.

Как выбрать разбавитель для красок?

Если для акварели, гуаши и акриловых красок в целях разведения подойдет вода, то с масляной краской все гораздо сложнее. Для нее используют специальный растворитель, обладающий различным составом и функциями. В магазине для художников выбор таких товаров большой. Вот только как выбрать нужный растворитель или разбавитель для таких красок? Попробуем разобраться.

Зачем разбавлять масляные краски?

Для творческих произведений мастера рисования используют масляные краски, основными преимуществами которых являются:

  • густая структура;
  • широкая цветная гамма;
  • легкость смешивания;
  • легко исправить допущенные в ходе работы ошибки.

В разбавленном виде масляные краски являются великолепным материалом для живописцев. Ими написано много бессмертных произведений искусства во все времена. Но такие составы быстро высыхают, поэтому нужно, чтобы они разбавлялись. Растворители для живописи делают краски более жидкими, облегчая задачу художнику. Составы для написания картин без запаха, поэтому абсолютно безопасны.

Чем разводить масляные краски? Можно их разбавить растворителем с уайт-спиритом в составе. Но для окрашивающих пигментов масло является связующим компонентом. Поэтому профессиональные художники рекомендуют разбавить масляные краски специальным разбавителем, который состоит из растительных масел.

От количества масла в составе краски зависит время высыхания нанесенного изображения. Не стоит добавлять в краску много разбавителя, поскольку при высыхании масла не испаряются. Идеальным компонентом для разведения краски является маковое масло.

Основные виды разбавителей

Существует четыре группы разбавителей масляных красок, которые используют в своей деятельности мастера художественной кисти:

  • на масле растительного происхождения;
  • на лаке;
  • «двойник» и «тройник»;
  • разбавитель — пинен.

Каждый художник знает, как разбавлять масляные краски. Кроме того, ему отлично известно, чем можно развести масляную краску. В состав разбавителя входят скипидар, уайт-спирит и пинен. Он продается под разными номерами в зависимости от состава.

Масло

Одним из привычных видов разбавителей, который используют для живописи довольно давно, является растительное масло. Отсюда и название масляных художественных красок. Производят масло из семян льна, подсолнуха, конопли и мака.

Растворителем для красок на масляной основе также служит лак, в котором используют разбавленную смолу. Благодаря использованию лака структура краски становится более плотной и держится на полотне гораздо крепче. Такие лаки добавляют в растворители для художественных масляных красок.

Двойник и тройник

Двойником-растворителем в живописи называют разбавитель, включающий два компонента: лак и масло. Причем, смешивают эти два компонента в определенных пропорциях, а точнее – 1 часть лака + 2-3 натурального масла.

«Тройник» – это состав, в котором кроме основных двух составляющих третьим компонентом служит разбавитель.

Пинен

Разбавитель № 4 для масляных красок имеет другое название – пинен. Его используют для растворения и разбавления составов. Такие растворы легко наносятся на рисунок.

Мастера кисти выбирают, чем разбавлять краски, в зависимости от поставленной перед собой задачи. Картины, написанные маслом, поражают воображение посетителей музеев всех стран, в которых хранятся шедевры великих художников всех времен и народов.

На видео: подробно про разбавители для масляных красок.

Как правильно разбавлять краску

В качестве растворителей, которые используют художники, лучше использовать растительное или льняное масло. Как правило, разбавленные краски меняют яркий цвет на более тусклый, но после высыхания первоначальный оттенок возвращается.

Разбавлять составы нужно внимательно, излишний растворитель может сделать их рыхлыми, лишив природных свойств. На вопрос, можно ли добиться более мягкого эффекта при растворении краски, есть однозначный ответ – да. Просто нужно разбавлять медленно, проверять на пробном холсте. Если переборщить с растворителем, то на холсте краска будет держаться плохо.

При правильно подобранном соотношении состава и растворителя краска прочно закрепляется на холсте.

Масляные растворители созданы для красок, используемых в художественном творчестве. Выбирать растворитель для масляной краски нужно тот, который не обладает запахом. Например, это может быть смесь скипидара и уайт-спирита в равных соотношениях.

Дополнительная информация

Связующие вещества являются обязательным компонентом в производстве масляных красок. К ним относятся масла, которые при высыхании образуют защитную пленку на поверхности картины. Благодаря ей полотна великих творцов хранятся веками.

Разбавители для масляных красок служат для снижения вязкости красок в процессе работы. Для живописи используют также терпены и уайт-спирит.

Желающим заниматься рисованием необходимо правильно подбирать номер пигмента, найти хороший растворитель, подобрать качественные кисти и бережно относиться к ним. На рынке продаж представлены образцы растворителей зарубежного производства. Это дает потребителю возможность широкого выбора материалов для разбавления масляных красок.

Масляная краска засыхает на кисти, поэтому по окончанию работы ее нужно тщательно вымыть. Нельзя оставлять кисти в краске. Важно просушить чисто вымытую кисть, чтобы не допустить смешивания красок. Также не стоит допускать засыхания краски на руках.

При пользовании масляными красками нужно соблюдать последовательность рисования, правила использования красок и ухода за кисточками. Краски необходимо правильно подготовить, используя нужные растворители.

Советы экспертов (2 видео)


Разбавитель для масляных красок. Какой выбрать?

Разбавитель для масляной краски играет одну из важнейших функций в живописи. Вы наверняка видели в художественных магазинах много видов разбавителей и задавались вопросом какой из них лучше? Разбавители существуют разные и обладают разными функциями и свойствами. Ваш выбор целиком зависит от того, что и в какой манере вы будете рисовать. Нужно ли вам, чтобы краска сохла быстрее или дольше, должен ли красочный слой блестеть или быть матовым, важен ли для вас насыщенный цвет или вы хотите добиться приглушенного звучания картины?

Немного теории

Собственно веществ, разбавляющих масляные краски, существует несколько: скипидар, уайт-спирит, пинен, лак, масло. Кстати ими можно не только разбавлять краски, а также чистить и отмывать кисти и палитры после рисования.

Разбавители уайт-спирит, пинен и скипидар в чистом виде способны к весьма быстрому испарению, а, следовательно, быстрому высыханию. Вместе с тем они не дают такого блеска и насыщенности краскам после высыхания, как масло или лак. Также стоит отметить, что после них в картине могут появиться пожухлости и матовость.

Еще один разбавитель для красок – масло. Причем это один из старейших разбавителей, применяемых в живописи. Самым распространённым маслом является льняное рафинированное отбеленное. Оно относительно быстро сохнет и отличается прозрачностью. Кроме льняного существуют и другие масла: подсолнечное, ореховое, хлопковое, маковое. Если писать на чистом масле, то красочный слой будет сохнуть от 3 до 6 дней, однако полное отвердение масляной пленки происходит лишь спустя год.

Лак для живописных работ — это не что иное, как смола, разбавленная в растворителе (обычно в пинене). Структура краски после высыхания будет более крепкой если использовать лак, а не масло или уайт-спирит. Лак также придает краске насыщенности и блеска. По назначению все лаки делятся на две категории: живописные и покрывные. Первые используются как добавка для красок, вторые – для покрытия масляной живописи в целях её защиты и придания дополнительной сочности цвета и блеска.

Читайте также  Тонкости покраски стен в квартире своими руками

Художественные разбавители, лаки, масла. Какие они бывают и где применяются

Разбавители, масла и лаки могут продаваться не только в чистом виде, но и в смеси. Последние, в виду своего удобства и универсальности, пользуются большим спросом, особенно у начинающих художников. Например, разбавитель «тройник» (иногда еще его называют разбавителем № 3). Он состоит из разбавителя, художественного лака и растительного масла. Ингредиенты перемешивается в разных пропорциях, благодаря чему «тройник» дает краскам насыщенность и легкий блеск, и в то же время сохнет не очень долго. Однако есть у тройника и один недостаток. Масло иногда может вызвать сморщивание красочного слоя, поэтому, некоторые художники прибегают к маленькой хитрости. Вместо «тройника» отдельно покупают два компонента (лак и разбавитель) и пользуются полученной смесью.

На прилавках магазинов также можно встретить и разбавитель № 1. В его состав входят живичный скипидар (продукт переработки сосновой смолы) и уайт-спирит (продукт переработки нефти). Он применяется для разбавления красок при создании имприматуры или текстурных паст. Им также можно мыть кисти и палитру.

Разбавитель № 2 — это чистый уайт-спирит. Назначение его синонимично предыдущему разбавителю. Годится для разведения масляных красок, очистки поверхности холста, кистей и палитры от масляной краски. Вместе с тем он не подойдет для разбавления лаков, поскольку имеет низкую растворяющую способность. При взаимодействии с разбавителем № 1 и разбавителем № 2 красочный слой со временем тускнеет. А если добавить Разбавитель № 2 в масляную краску сверх нормы, то это может сделать красочный слой непрочным, что приведет к его разрушению и осыпанию.

Один из любимых разбавителей в арсенале художников – это №4 (пинен). Своему названию он обязан сосне (Pinus — по латыни сосна). Пинен делают путем очистки живичного скипидара от осмолившихся веществ. В отличие от скипидара, пинен мало окисляется, а потому не склонен к пожелтению и осмолению. При этом он обладает высокой растворяющей способностью, его можно использовать для разбавления и красок, и лаков. Испаряется пинен даже быстрее чем разбавитель №2. т.е. красочный слой сохнет довольно быстро. К недостаткам пинена относят снижение блеска и насыщенности красок.

Разбавитель масляный – еще один популярный разбавитель у многих художников. Он представляет собой смесь отбеленного рафинированного льняного масла, уайт-спирита и сиккатива (ускоритель высыхания). Используя его можно существенно уменьшить время высыхания красок, но при этом не бояться появления пожухлостей или осыпания красочного слоя. Добавление масляного разбавителя в краски делает их более прозрачными и менее насыщенными. Это свойство можно использовать при создании плавных цветовых переходов в картине.

Мастера прошлого зачастую писали свои картины, разбавляя краски лишь растительным маслом. Этот разбавитель остается востребованным и по сей день. Обычно это льняное масло, при этом оно должно быть рафинированное и отбеленное, поэтому покупать его следует в специализированных художественных магазинах, а не в пищевых супермаркетах. При добавлении льняного масла в краску увеличивается время высыхания красочной пленки, что позволяет в течение нескольких часов работать «по-сырому». Также льняное масло используется при работе лессировками (прозрачные и полупрозрачные слои). Цвет становится более насыщенным, а поверхность красочного слоя — глянцевой, блестящей. Есть у масла и недостатки: всегда есть риск появления пожухлостей и пожелтения.

А вот следующий разбавитель в последнее время в чистом виде используется редко. Речь о живичном скипидаре. Это полностью натуральный продукт, получаемый из смолы соснового дерева. К сожалению, он сильно подвержен осмолению и пожелтению, поэтому использовать его следует осторожно, а хранить лишь в герметичной таре в темном месте.

Следующее, что вы можете увидеть на прилавках художественных магазинов это лаки. В частности, даммарный лак. Он полностью натурален и представляет собой раствор смолы даммара в пинене. Используется даммарный лак как для разбавления масляных красок, так и для покрытия законченных работ. Он также может успешно заменять собой ретушный лак, если вы будете протирать им промежуточные слои при послойной живописи. Несмотря на универсальность использования, даммарный лак имеет ряд минусов. При длительном хранении он может мутнеть, а картина покрытая слоем такого лака со временем немного темнеет и желтеет.

А вот пихтовый лак не подойдет для покрытия картины, он применяется исключительно для разбавления красок или для усиления сцепления красочных слоев при многослойной живописи. Готовится из раствора пихтовой смолы в пинене или скипидаре. Одно из главных достоинств пихтового лака заключается в предотвращении сморщивания и потускнения краски. Он также способен придать красочному слою насыщенность и чистоту цвета.

Отдельную линейку лаков представляют собой покрывные. Они используются, главным образом, для покрытия живописи защитным лаковым слоем. Фисташковый лак – светлый защитный лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, и, в отличие от даммарного лака, не мутнеет со временем.

Однако наиболее эффективным и распространенным на сегодня является акрил-стирольный лак. Он состоит из синтетической акриловой смолы и растворителей. Его пленка бесцветна и эластична, она не меняет цвет и не желтеет со временем. Также акрил-стирольный лак обладает хорошими водостойкими качествами, а в соотношении цена-качество ему трудно найти равных.

Есть еще и ретушный лак. Сфера его применения — растворения красочного слоя при многослойной живописи. Ретушный лак слегка растворяет верхний слой краски, усиливая тем самым сцепление нового слоя, и предотвращая возможное образование пожухлостей.

Резюме

Так что же купить в художественном магазине? Подумайте, что вы собираетесь в ближайшее время рисовать, в какой манере и за сколько сеансов.

Если вы планируете написать картину быстро (многослойно, но не алла прима), то можно использовать чистый разбавитель (пинен, живичный скипидар, уайт-спирит). Он очень быстро высыхает на холсте и тем самым ускоряет высыхание краски. Если разбавлять масляные краски растительным маслом, то картина наоборот будет сохнуть долго (несколько суток). Тройник (а иногда просто смесь разбавителя и масла) позволяет получить нечто среднее: скорость высыхания красочного слоя 2-3 суток, не теряется насыщенность цвета, плюс минимизированы риски возникновения пожухлостей, осыпания краски или пожелтения.

Лаки делают красочный слой более защищенным и более насыщенным по цвету, а также быстро загустевающим и глянцевым. Эта его особенность используется в подмалевке и письме лессировками. Красочный слой быстрее сохнет, цвета сохраняют насыщенность, а сам полупрозрачный слой краски более плотный и блестящий. Для лессировок также подойдет и растительное масло. А вот, если вы пишете пастозно, то лак и масло будут не уместны в вашей работе. Фактурные мазки с блестящей поверхностью будут смотреться плохо. Когда необходимо придать живописи матовость, то, наоборот, нужно писать на чистом разбавителе. Красочный слой станет матовым и более мягким по цвету. Можно писать и вовсе без лаков, разбавителей и масла, используя одни лишь чистые краски. Обычно художники поступают так, когда хотят создать картину с плотной рельефной фактурой. Не используются разбавители и при живописи мастихином.

Отмечу, что в нашей арт-студии вы можете приобрести полный набор художественных материалов, необходимых для создания картины. В набор входит: разбавитель, 3 кисти, набор красок и холст размером 40х50см.

Самые популярные растворители для краски

Бывает так, что краска, с которой предполагалось делать ремонт, успела засохнуть или после ремонта запачкалась в доме мебель и другие вещи. Или же руки не отмываются после проведенных ремонтных работ. Все эти проблемы решаются растворителем, но чтобы он не растворил вместе с краской одежду, не прожёг дыру на поверхности мебели и не причинил другие неприятности, нужно знать их виды и предназначение.

Описание растворяющих веществ

Некоторые считают, что растворитель и разбавитель — это одно и то же. Это мнение ошибочно. Первые применяют для доведения краски до нужного состояния, а вторые — вещества с добавлением ретардера, который замедляет высыхание, не допускает возникновения комков, уменьшает натяжение и повышает текучесть. Другими словами, добавление в краску разбавителя не предусматривает химических реакций.

Растворитель способен вступить с веществом во взаимодействие, проникать в его структуру и растворять компоненты эмалей, лаков и т. д.

Летучее растворяющее вещество должно испаряться постепенно, иначе могут появиться дефекты на плёночной поверхности. Главная задача растворителя — участие в этапе покраски для придания лакокрасочным материалам нужной степени вязкости. Кроме того, с их помощью также очищают загрязнённую после покраски одежду, инструменты и кожу.

Классификация растворителей

Основным параметром разделения на группы является способность быстро (медленно) испаряться при обычных условиях. Так, выделяют несколько групп:

  • труднолетучие;
  • среднелетучие;
  • легколетучие.

Самые популярные средства

Растворителей существует очень много. Чаще всего применяют следующие:

  • ацетон;
  • ксилол;
  • сольвент;
  • бензин;
  • скипидар;
  • уайт-спирит;
  • растворители (Р-4, 646, 647, 649, 650).
Читайте также  Штукатурная сетка из стекловолокна: плюсы и минусы

Ацетон

С помощью ацетона можно создать нужную консистенцию перхлорвиниловых красок для удобного нанесения на поверхность. Применяется для обезжиривания резины, растворения солей и удаления воска. Растворяет органические и эпоксидные смолы, масла в процессе синтеза полиуретанов и поликарбонатов.

Ксилол

Подходит для растворения эпоксидных смол, битумных лаков и краски на основе глифталевых смол. Применяется в процессе синтеза красителей. С ксилолом краска становится ярче, но сохнет дольше.

Сольвент

Этим веществом можно растворять меламиноалкидные лаки. С помощью сольвента повышают текучесть красителей из битума или глифталя.

Бензин

Активно используется в резиновой промышленности как растворяющее вещество. Применяется для очищения от жира поверхностей для склеивания. Бензин используют для растворения эмалей и масляной лакокрасочной продукции.

Скипидар

Используется для растворения масляных и алкидно-стирольных красок. Скипидар подходит для снятия засохшей краски самостоятельно или в комбинации с другими растворителями. Вещество малотоксичное, имеет хвойный запах.

Уайт-спирит

Очень популярен в силу того, что для здоровья он практически не вреден (но пить его, конечно, не стоит), с его помощью часто очищают испачканные краской руки. Его часто используют в быту, так как он способен расщеплять растительные масла и жиры, азотные органические соединения, нефтяные фракции. Уайт-спирит активно применяется и в промышленности для растворения масляной краски, каучуковой и битумной мастики, различных лаков и эмалей.

Довольно сложное по составу вещество. Синтезируют его с помощью соединения эфиров, углеводородов и кетонов. Используется для красителей с полиакрилатом и полихлорвинилом, а также разводят лакокрасочные материалы на винилиденхлориде и винилацетате.

646

Состоит из смеси толуола, этанола, бутилацетата, бутанола, этилцеллозольва и ацетона. С его помощью разводят эпоксидные и акриловые лаки. Вещество не очень токсично, поэтому при работе с ним не используют средства защиты. Продаётся во многих хозяйственных магазинах, применяется в быту для работы со шпатлёвкой.

Смесь толуола, бутилацетата, этилацетата и бутанола. Применяется в процессе покраски автомобилей, позволяя разводить нитролак и нитроэмаль.

Состоит из ксилола, этилцеллозольва и бутанола. Применяется для разведения красок и эмалей. Более токсичен, поэтому для работы с ним требуются защитные средства. Кроме того, само вещество необходимо предохранять от прямого попадания солнечных лучей, а также хранить в тёмной, плотно закупоренной таре.

650

Смесь из ксилола, бутилового спирта и этилцеллозольва. С его помощью разводят краски и эмали. Вещество токсично, поэтому обязательно требуются средства защиты.

Правила безопасности

Важно знать, что пары многих растворителей при соединении с воздухом составляют взрывоопасную смесь, поэтому важно не использовать вещества вблизи открытого огня, не курить при работе и т. д.

Большинство имеют сильный специфический запах. Помещение, в котором проходит работа, следует проветривать во избежание отравления.

Следует оберегать открытые участки кожи от их попадания. Несмотря на то что некоторые растворители практически безопасны, всё равно не стоит лишний раз с ними контактировать во избежание проблем со здоровьем. Растворители — это активные химические вещества, следует обращаться с ними осторожно. Соблюдая самые простые правила, можно уберечься от ненужных проблем.

Назначение растворителей: какой растворитель для какой краски лучше взять

Области применения растворителей и разбавителей обширны. При выполнении ремонтных работ мы неизбежно имеем дело с растворителями для лака, эмали, красок. В строительстве используют растворители ржавчины, бетона, жидкого стекла, жидких гвоздей, монтажной пены и других материалов. Растворителями постоянно пользуются художники, а в быту они помогают нам удалять сложные загрязнения. Наша статья поможет разобраться в этой большой теме, чтобы вы смогли быстро ответить на вопрос: какой растворитель лучше применять в каждом конкретном случае.

Растворитель и разбавитель: в чем разница?

Понятия «растворитель» и «разбавитель» часто используются как синонимы. Однако между ними есть важное различие. Если говорить простым языком, растворитель взаимодействует непосредственно с пленкообразующим (отверждающим) компонентом.

Например, бензин – популярный растворитель для масляных красок. Он растворяет связующее вещество, поэтому может разбавлять краску для нанесения и одновременно может удалить пятна высохшей краски.

Разбавитель не растворяет вещества, образующие пленку, а может лишь уменьшить вязкость состава. Например, вода хорошо разбавляет водоэмульсионную краску, но смыть высохшую уже не сможет.

Виды растворителей

Для удобства разделим все растворители на следующие группы:

  1. Растворители для лакокрасочных материалов (краски, эмали, лаки), а также клеи и грунтовки
  2. Растворители строительных материалов (растворители битума, бетона, пены, резины, ржавчины и т.п.)
  3. Бытовые растворители (пятен от масла, жира, скотча и т.п)
  4. Художественные растворители

Растворители для лакокрасочных материалов

Практически все растворители для лаков, красок и эмалей – это летучие органические вещества с низкой температурой кипения. Данные свойства обеспечивают быстрое высыхание составов после нанесения.

Растворители бывают:

— однородными – на основе одного вещества или смеси однородных веществ (например, толуол);

— комбинированными – на основе нескольких однородных растворителей в определенной пропорции (например, Р-4 = толуол + ацетон + бутилацетат).

Как правило, комбинированные отличаются более высокой эффективностью и адресным действием.

С помощью нашей таблицы вы сможете легко понять, какие растворители для каких красок применяются.

Назначение растворителей

Растворитель

Вид ЛКМ

Однородные растворители

Растворитель (точнее разбавитель) акриловой краски, водоэмульсионной краски и других воднодисперсионных красок и клев

Бензин (бензин-галоша, нефрас)

Растворитель масляных и битумных красок, лаков, эмалей

Растворитель масляных и алкидно-стирольных красок

Растворитель масляных и алкидных красок и эмалей (в т.ч. ПФ-115, ПФ-133, ПФ-266), битумных мастик, лака ГФ-166, грунтовки ГФ-021

Растворитель глифталевых и битумных лаков и красок (в т.ч. меламиноалкидных).

Растворитель глифталевых и битумных лаков и красок, эпоксидной смолы.

Растворитель перхлорвиниловых красок

Комбинированные (номерные) растворители

Универсальный растворитель для нитрокрасок, нитроэмалей, нитролаков общего назначения, также эпоксидный, акриловый, растворитель

Растворитель нитроэмалей, нитролаков для автомобилей

Растворитель НЦ-132к; ГФ-570Рк

Растворитель автоэмалей НЦ-11; ГФ-570Рк

Полиакрилатные, перхлорвиниловые, ЛКМ с сополимерами винилхлорида с винилиденхлоридом или винилацетатом

Перхлорвиниловые, полиакрилатные, эпоксидные

Меламино-формальдегидные, резиновые, поливинил-бутиральные

Разбавление лака ВЛ-51

Эпоксидные эмали отверждаемые изоценатными отвердителями

Растворитель для полиуретанового лака

Растворитель полиэфирной смолы

Растворитель полиуретановых красок и эмалей

Другие полезные свойства данных растворителей:

— очищение и обезжиривание поверхности;

— удаление ЛКМ с кистей, валиков, шпателей и других инструментов.

Видео о том, каким растворителем промыть краскопульт

Растворители для снятия краски: свежей и старой

Если при выполнении работ пятна краски оказались не там, где надо (запачкали мебель, пол, стекло), ее можно удалить растворителями, указанными в таблице. Правда для деликатных поверхностей (дерево, ламинат, оргстекло) не стоит использовать комбинированные составы типа Р-646. Лучше воспользоваться однородными и обязательно вначале проверить их действие на незаметном участке.

Выпускаются специальные растворители для снятия старых красок с больших площадей. Они помогут удалить краску со стен, с металлических изделий и т.п.

Растворители строительных материалов

Удаление застывших строительных растворов зачастую вызывает серьезные трудности. Производители сделали все, чтобы сделать максимально стойкими к химическим воздействиям битум, бетон, монтажную пену и т.п. Какие растворители помогут в данном случае.

Растворитель бетона, цемента, затирки – смесь концентрированной кислоты, защитных веществ для металлов и ингибиторов.

Растворитель жидкого стекла – с инструментов можно смыть теплой водой сразу после нанесения. Застывшее можно удалять органическими растворителями

Растворитель для пены монтажной – свежая пена легко удаляется этилацетатом или растворителями на его основе (например, Р-645, 647). Растворителем застывшей монтажной пены можно считать народное средство «Димексид» (продается в аптеках). Также «Димексид» — отличный растворитель суперклея.

Растворитель жидких гвоздей – незастывшие удаляются растворителями на минеральной основе или водой. Застывшие можно удалить механически или путем нагрева феном до температуры выше 50°С

Растворитель ржавчины – специальные составы на основе фосфорной кислоты, таннина, оксикарбоновых многоосновных кислот.

Растворитель силикона (силиконового герметика, клея) – наряду со специальными составами от производителей герметика и клея можно воспользоваться уксусной кислотой или уайт-спиритом.

Растворители полимеров:

ПВХ – тетрагидрофуран, циклогексанон в течение нескольких дней;

полиэтилен – ксилол, бензол при нагревании;

пенополиуретан – удаляется только свежим специальными растворителями от производителей.

Растворитель резины и каучука – для удаления вещества подойдет толуол и другие органические растворители (каучук растворяется, резина набухает и разрушается)

Растворитель битумной мастики – толуол, сольвент, бензин, уайт-спирит

Растворитель пенопласта – ацетон, растворитель Р-650

Растворитель для парафина и воска – керосин, уайт-спирит, бензин, ацетон.

В следующей статье мы расскажем вам о мелкобытовых растворителях и растворителях, которыми пользуются художники.