Освещение в квартире-студии

Освещение в квартире-студии

Само понятие квартиры-студии предполагает свободную планировку помещения без ярко выраженных перегородок. Здесь разделение на зоны проявляется скорее условно. Самые распространенные зоны – это кухня и гостиная. Если площадь квартиры позволяет, в ней возможно выделение спальни и рабочего кабинета.

При планировании системы освещения квартиры-студии небольшой площадью нельзя перегружать ее чрезмерным количеством светильников. Это еще больше подчеркнет тесноту помещения. Световые источники должны давать чувство уверенности в том, что все находится на своих местах.

Освещение в квартире студии, равно как и в другом помещении, бывает естественным и искусственным. Для достижения наилучшего результата нужно грамотно сочетать оба этих источника света. При этом недостаток первого должен быть компенсирован за счет второго.

Естественное

Если окна квартиры выходят на теневую сторону и солнце в помещении – редкий гость, не стоит закрывать окна плотными шторами. Лучше повесить легкую органзу или прозрачную вуаль. Кроме того, следует избегать использования темных цветов в интерьере, ограничившись лишь небольшими вкраплениями в виде отдельных аксессуаров.

Искусственное

Что касается искусственного освещения, то оно должно быть многоуровневым, чтобы полностью охватить все функциональные зоны. Существует несколько негласных правил применения искусственного освещения.

  • Если квартира небольших размеров, но в ней много естественного света, то она должна быть освещена равномерно.
  • Если доминирующий тон квартиры — темный, ее лучше разделить на несколько зон при помощи дополнительных ламп и светильников.
  • В качестве рабочего освещения обязательно должен использоваться нейтральный белый свет.
  • Если вы хотите обратить внимание на некоторые акценты в интерьере, используйте для этого цветные лампы и светильники.
  • Создание глубоких теневых зон в помещении квартиры-студии не желательно.

Различают несколько видов подсветки:

  1. Общее освещение. В качестве основного источника часто используется люстра. Дополнительные источники света обеспечиваются за счет потолочных светильников, которые могут располагаться по всему периметру помещения, либо сосредоточены в центре потолка. Очень красиво смотрятся светильники, встроенные в натяжные потолки, либо в подвесные конструкции из гипсокартона.
  2. Зональное. Такое освещение предполагает, что группа светильников размещается на определённом участке помещения: зона приема пищи, гостиная, рабочий кабинет, зона отдыха и прочие. Чтобы усилить визуальный эффект разделения, возможны различные комбинации осветительных приборов и прочих источников света. Например, эффектно отделить одну зону от другой можно при помощи светодиодных шнуров. Такие ленты могут обеспечить явную или скрытую подсветку. Более мягкое свечение дают приборы, скрытые в потолочных конструкциях, в кухонной гарнитуре, под навесными шкафчиками.

Освещение в квартире-студии с натяжным потолком

Модный в наше время евроформат жилья диктует новые правила практичности. Одним из таких решений являются натяжные потолки, с помощью которых можно реализовать самые смелые дизайнерские идеи. Грамотно выстроенное освещение в квартире-студии с натяжным потолком способно не только создать атмосферу уюта, но и сделать пространство визуально больше. Подробнее – в нашей статье.

Особенности освещения при натяжных потолках

Натяжные полотна дают большие возможности для реализации идей дизайна. Они связаны с техническими возможностями:

  • встраивать светильник в плоскость полотна;
  • самостоятельно выстраивать расположение световых точек в помещении – все провода спрячутся под покрытие;
  • способность некоторых типов полотен отражать и рассеивать свет;
  • благодаря определенной степени прозрачности можно располагать источники света под полотном;
  • зонирование помещения с помощью различного размещения световых точек и многоуровневых конструкций.

Из-за разнообразия вариантов легко запутаться в электрических схемах, порядке подключения и попросту своих желаниях.

Перед реализацией рекомендуем составить проект у дизайнера, который имеет опыт работы с осветительными приборами и электросетями.

В противном случае можно устроить замыкание, обесточить весь дом и, в худшем случае, устроить пожар.

Особенности освещения в квартире-студии

При разработке дизайна студии главная задача – грамотно разделить помещение на функциональные зоны. Проект нужно учитывать при заказе натяжного потолка, чтобы предусмотреть разделение по уровням и цветовой гамме.

Также на стадии заказа натяжного потолка нужно определиться с источниками освещения. Дизайнеры не рекомендуют идти по классической схеме, которая подразумевает люстру в центре и бра по стенам. Потолочные полотна позволяют ассиметричное размещение сразу нескольких световых точек.

Освещение в гостиной: 5 нужных светильников

Гостиная — самая большая комната в наших квартирах и одной люстры под потолком здесь явно недостаточно. Расскажем, какие светильники в интерьере гостиной сделают вашу зону комфорта ещё комфортнее.

Какие зоны желательно выделить с помощью осветительных приборов:

  • кухонная плюс отдельный свет на рабочей поверхности;
  • обеденная – часто идет как элемент кухни, если устанавливается стол-стойка;
  • зона отдыха – может совмещать в себе пространство для принятия гостей и сна, в этом случае должны быть предусмотрены разные схемы освещения;
  • детская, рабочая или спальная – здесь освещение зависит от назначения.

В целях комфорта должна быть возможность в каждой зоне включить и выключить свет, не включая в другой.

Реализация с натяжными потолками

Тщательно разработанный проект освещения в квартире-студии с натяжным потолком включает в себя не только описание типов светильников и место их размещения, но и уровень освещенности в зависимости от потребности и функции зоны.

Нередки случаи, когда покрытие уже было смонтировано, а после поменялся дизайн помещения, потребовались другие светильники. Однако без замены полотна размещение возможно только на тех же местах. Например, на месте встроенного источника света нельзя будет разместить плафон (если его розетка не совпадает с отверстием).

Какие светильники лучше выбрать для бани?

Баня – это не только место для обеспечения гигиены, но для максимального комфорта и расслабления. Все в ней должно быть обустроено так, чтобы человек чувствовал себя спокойно, умиротворенно, а главное – безопасно. Вопрос, какие светильники лучше выбрать для бани, касается не только красоты и удобства использования, но и безопасности.

Для лучшего результата необходимо также обратиться к специалистам, которые смогут рассчитать мощность и итоговую освещенность в зависимости от поверхности полотна.

Многоуровневые потолки – наиболее показательны в случае использования различных схем освещения в студиях. Сочетание диодной ленты, встроенных ламп, различных цветов и фактур позволяет грамотно разбить квартиру на зоны с соблюдением в каждой своего настроения и атмосферы.

Опираясь на растущий спрос на небольшие форматы жилья, дизайнеры активно разрабатывают проекты освещения в квартирах-студиях с натяжными потолками. Каждый может выбрать что-то свое. Но если вы хотите выразить свою индивидуальность – обратитесь к специалистам магазинов светильников и электрооборудования ТК «Ланской», они подскажут вам возможные варианты решения, а также помогут реализовать ваш личный проект.

Как создать правильное освещение в квартире студии

Квартиры студии сегодня пользуются особой популярностью. В них имеется простая и просторная планировка, даже в помещениях с небольшими габаритами, что позволяет применять к ним различные дизайнерские решения, в том числе и для освещения.

В любом помещении освещение играет ключевую роль, так как позволяет наиболее эффектно представить окружающее пространство. И самые интересные варианты в данном вопросе можно получить в квартире студии. О том, как сделать это помещение отлично освещенным, расскажет наша статья.

Что нужно знать о помещении

Квартира студия представляет собой помещение, рассчитанное для проживания не более двух людей. При этом как таковое деление квартиры, организованной по типу «студия», не предполагает четкости. Здесь часто использует различные простые в реализации методы зонации помещения на отдельные зоны:

Это означает, что в помещении отсутствуют какие-либо внутренние перегородки. Квартира как бы состоит из одного многофункционального помещения.

При проектировании такого рода помещений основное вникание уделяется подсветке, которая имеет большое значение в создании интерьера. Правильно организованное освещение дает возможность разделить все имеющееся в студии пространство на отдельные функциональные зоны. Именно зонирование здесь лежит в основе всей планировки. Освещение является самым простым и действенным способом оформить в квартире имеющееся пространство.

Обратите внимание! Неправильный и нерациональный подход к подсветке пространства студии может обернуться просто нагромождением мебели в одной комнате, без намека на практичность и удобство.

Чтобы освещение, организованное в такой студии, отвечало установленным нормам и придавало помещению уюта, необходимо руководствоваться несколькими критериями:

  • габариты помещения. Если квартира маленькая, то подход к ее подсветке будет отличаться от больших пространств;
  • размещение функциональных зон;
  • с помощью каких групп осветительных приборов будет организовываться визуальная зонация;
  • каким именно образом (какие приемы будут использоваться) будет проводиться визуальное деление на зоны;
  • необходимые нормы освещенности;

Обратите внимание! Можно использовать онлайн-калькуляторы по расчету требуемого уровня освещения для каждого конкретного помещения.

уровни освещения, которые можно создать в имеющейся квартире.

Читайте также  Заборы из сварной сетки: преимущества и недостатки

Правильно оценив эти моменты, ваше жилое пространство станет максимально комфортным и удобным.

Варианты подсветки

На сегодняшний день в любом жилом помещении, согласно нормам СНиП, следует организовывать два типа освещения:

  • естественное. Это освещение в студии создается с помощью широких оконных проемов. Обычно окна в такой квартире стараются размещать по центру, тем самым давая солнечному свету как можно больше пространства. Чтобы сделать интерьер более светлым, для оформления окон стоит использовать светлые и легкие шторы, избегая темных и тяжелых вариантов ткани;

Обратите внимание! Лучше всего использовать так называемые французские окна. Такие окна будут пропускать в разы больше солнечного света, чем обычные оконные проемы. Хотя конечно, не всегда имеется возможность установить подобные окна.

Естественное освещение студии-квартиры

  • искусственное. Такой тип светового обеспечения является неотъемлемым в нашей жизни. Но если неправильно подойти к вопросу, то освещение может все испортить. И в нашем случае это действительно настоящая проблема.

Искусственное освещение в студии квартире

Для квартиры студии стоит помнить, что искусственное световое обеспечение должно быть организованно сразу на нескольких уровнях, чтобы полноценно подсветить помещение и визуально поделить его на зоны. То есть, здесь стоит организовать следующие уровни подсветки:

  • общее освещение. Организуется с помощью потолочных светильников, которые могут крепиться как по центру помещения, так и по периметру. Отлично смотрится в подвесных потолочных конструкциях гипсокартонного или натяжного вида;

Общее освещение студии квартиры

  • зональное. В данной ситуации осветительные приборы размещаются группой, для подсветки определенной области помещения: кухни, спальни и т.д. При этом чтобы усилить визуальное световое разделение, можно использовать разные типы светильников, а также источники света.

Зональное освещение студии квартиры

Как видим, сложности в нашей ситуации касаются в основном искусственного освещения. Именно неправильной подход к выбору светильников и их размещению может негативным образом сказаться на внешнем облике всего жилого пространства.

Варианты подходящих осветительных приборов

На данный момент ассортимент осветительной продукции довольно обширен и каждый найдет для себя наиболее оптимальный вариант. Причем подбор осветительной аппаратуры для квартиры-студии является одновременно и сложным и захватывающим.
Подбирать светильники для подобных помещений следует по нескольким параметрам:

  • габариты. Если студия маленькая, то для нее лучше использовать небольшие светильники, которые следует размещаться на границе зон или по периметру;
  • предназначение осветительных приборов. С какой целью вы будите устанавливать светильник: для общего освещения или декоративной подсветки и т.д. От предназначения лампы и стоит выбирать модель по техническим характеристикам;

Разные светильники в студии квартире

  • источники света. Сегодня самыми актуальными являются экономные лампочки, которые потребляют минимум электроэнергии;
  • внешний вид светильника. Выбор осветительных приборов следует основывать на стиле и дизайне, который уже имеется.

Под такие параметры подходят следующие осветительные приборы:

  • люстра. Подойдет для общего уровня освещения. При этом она может красиво дополняться различного рода осветительными приборами, встроенными в потолок;
  • точечные светильники. Они наиболее эффектно смотрятся на натяжных и гипсокартонных потолках, а также в комбинации с люстрами;

Обратите внимание! Точечные светильники могут одновременно играть роль общего типа подсветки и визуально делить пространство на функциональные зоны.

Точечные светильники в квартире студии

  • светодиодные шнуры. Такие ленты способны создать скрытую или открытую подсветку. С их помощью можно организовать мягкую световую подачу в специальных сокрытых карнизах, а также на кухне под навесной кухонной гарнитурой или напольными шкафчиками.

Светодиодная подсветка квартиры студии

Кроме этого, для зонирования помещения можно использовать различные настенные бра, напольные торшеры и настольные лампы. Они будут выступать не только в роли системы освещения, но и как красивый декоративный элемент антуража.

Обратите внимание! При создании системы светового обеспечения для квартиры-студии стоит придерживаться золотой середины. Из-за небольших габаритов таких помещений не стоит перегружать их большим количеством светильников. Это приведет к излишней перегруженности интерьера. Здесь все должно быть грамотно размещено, чтобы создавать ощущение того, что все находится на своих местах.

Нюансы подсветки

Чтобы упростить себе задачу по вопросу грамотного светового дизайна квартир студий, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • светильники и интерьер должны быть выполнены в схожих стилях. При этом каждая зона, для усиления визуального разделения помещения, может быть оформлена в своем стиле. Но они должны гармонировать между собой, создавая общую идею квартиры;

Интерьер квартиры студии

  • в спальне зоне следует размещать всего пару неярких светильников;
  • осветительные приборы могут освещать как центр каждой зоны, так и его периметр. Оба варианта дают достаточный уровень света и визуальное разделение пространства;
  • подсветка может организовываться на самых разнообразных уровнях, начиная от общего и заканчивая рабочей или декоративной подсветкой.

Особое внимание стоит уделять маленьким студиям. Грамотно подойдя к данному вопросу, вы сможете добиться визуального расширения пространства, что положительным образом скажется на восприятии квартиры.

Заключение

Квартиры-студии много в чем отличаются от остальных помещений. Поэтому подходить к организации освещения в таких помещениях нужно с особым вниманием к мелочам и собственным потребностям. Как видим, световая организация здесь может быть самой разнообразной, главное, чтобы все элементы красиво сочетались между собой.

Освещение в квартире-студии: выбор светильников

Свет обладает немаловажным свойством преображения любого помещения, независимо от его стиля оформления. С помощью света как искусственного, так и естественного дизайнеры с легкостью делят пространство, подчеркивая предназначение каждого кусочка помещения. Этот принцип подходит и для квартир в виде студии.

Вообще, организация освещения – это достаточно сложное и многогранное понятие. Здоровое и комфортное освещение выражает при этом индивидуальность хозяина.

Основные дисциплины освещения:

  • Светодизайн интерьера.
  • Дизайн освещения.
  • Световая архитектура.
Обязательно читайте

Современное освещение в интерьере квартиры

Соблюдая правила гармоничного проектирования жилья, стоит понимать, что современное освещение квартиры должно включать все три компонента, рационально распределяя их в соответствии с предназначением определенной зоны вашей студии.

Как правильно осветить прихожую и коридор

В восприятии прихожей хорошее освещение играет немаловажную роль.

Дизайнеры рекомендуют оборудовать прихожку двумя видами освещения:

Использование различных подсветок, придание теней или выделение конкретных зон позволит создать индивидуальное освещение комнаты. Но при этом, главное, не переусердствовать.

Освещение вашей прихожей должно быть равномерным. Рациональным решением будет наличие светодиодной экономной подсветки в карнизе под потолком.

Так свет не только равномерно распылится по комнате, но и визуально увеличит высоту потолка.

Бра фиксируются только попарно и с обеих сторон зеркала на уровне человеческого роста, если в коридоре предусмотрено его наличие.

Некоторые стили предусматривают расположение бра возле входной двери.

Освещение зала квартиры-студии

Освещение основной части квартиры студии основано на принципе сотрудничества с зонами комнаты.

Для гостевой зоны идеально подойдет смещенный в центр зоны потолочная люстра или плафон. При взаимодействии с потоком естественного света из окна общее освещение способствует повышению эффективности всех других способов зонирования пространства.

В общем, освещение играет очень существенную роль при оформлении студии. Рациональным и стильным будет использование источников света на разной высоте.

Как правильно осветить спальню и зону отдыха

В зоне отдыха и над обеденным столом рекомендуется расположить подвесные светильники. В том случае, когда спальню необходимо осветить небольшими компактными светильниками либо торшерами, создавая ощущение спокойствия и домашнего уюта.

Фото-примеры:

В случае наличия многофункциональной площади, характеризующей квартиру студийного типа, допускается использование разного комбинированного освещения.

Необходимо помнить о том, что оно должно быть самодостаточным и ни в коем случае не перегружать квартиру приборами освещения, расположенными в хаотичном порядке.

Ну и, конечно, нет нечего лучше естественного освещения, поэтому не рекомендуется занавешивать окна темными и тяжелыми шторами. Используйте принцип французского окна, или жалюзи из натуральных материалов, одаривая свое жилье максимальным количеством всего природного и естественного.

ВАЖНО! Нужен ваш репост в социальных сетях!

Пожалуйста, нажмите на кнопку социальной сети, которой вы пользуетесь, и станьте участником розыгрыша новенького Айфона 10!

Дизайн-хакКак правильно расположить свет в квартире

The Village выяснил, почему от освещения в интерьере зависит многое и как не совершать ошибок при планировании источников света

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом — неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Читайте также  Смесители Jacob Delafon: характеристики, виды и назначение

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.

Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения — свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.

Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.

Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.

Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру — искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов — оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка — использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.

Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.

Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка — размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами — мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.

Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне — подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола — большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Читайте также  Растворители: особенности выбора и применения

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.

Правило девятое

Самое важное — сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин — очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение — установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка — нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном — броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это — ваш сценарий и ваша драматургия.

Правила светодизайна: Как организовать освещение в квартире

Ошибки в освещении самые досадные: скорее всего вы уже ничего не сможете исправить самостоятельно и без финансовых потерь. Как их избежать?

На сайтах и в журналах немало пишут о роли планирования световых сценариев: дескать, важно думать не только о дизайне люстр, но о функциональности освещения в целом. Но советы все, как правило, сводятся к одному — приглашайте профессионального дизайнера или даже светотехника, и они вам все рассчитают.

Правы ли они? И да, и нет. Есть ряд правил, которых вы вполне в состоянии придерживаться сами, самостоятельно ремонтируя свое жилье. Хотя для решения многих задач, действительно, стоит привлечь профессионалов.

Шаг 1: находим слагаемые успеха
Освещение любой комнаты — это сумма трех важных слагаемых: общего, рабочего (направленного) и декоративного освещения. В группу к общему освещению часто относят светильники, которые размещаются под потолком и дают равномерный рассеянный свет. Обычно с такой функцией хорошо справляются люстры с несколькими лампами и текстильным или матовым стеклянным абажурами.

Важно, что при этом потолочный светильник не должен бросать тени и блики — иначе задача мягкого равномерного освещения пространства не решается. Светильник с очевидными тенями относим к группе декоративных.

В качестве рабочих подойдут любые светильники, способные давать направленный пучок света. Это могут быть настольные лампы, торшеры, бра, точечные светильники прожекторного типа и люстры некоторых конструкций. Рабочее освещение должно быть ярче общего, поскольку его задача — формировать комфортную для глаз обстановку на рабочей поверхности (как правило светильник располагается достаточно близко к ней).

Рабочее освещение планируется в зависимости от задачи: на кухне нужно обязательно освещать обеденный стол и столешницу. Письменный стол, кресло для чтения, изголовье кровати — выбор места для рабочего освещения зависит от вашего образа жизни.

Шаг 2: придумываем светотехнический сценарий освещения
Это очень приятный, но и очень важный момент: вам необходимо представить полный цикл работы всего освещения в вашей квартире в течении суток. Требуется сесть и методично описать желаемые сценарии для каждого помещения.

Если никаких особых задач перед собственной квартирой вы не ставите, для подавляющего большинства случаев подойдут следующие комбинации.

Гостиная
Постоянное общее освещение, декоративное в качестве акцентов, рабочее в зоне журнального стола. Если гостиная совмещает в себе функции столовой или кабинета, дополнительное рабочее освещение должно быть над обеденным и/или рабочим столом.

Кухня
Общее освещение не обязательно, так как кухня в основном выполняет только функциональную роль. Особенно, если речь идет о кухне небольшой площади. Одноламповый светильник из центра комнаты уместнее сместить к обеденному столу и (за счет длины подвеса) превратить его свет в рабочий.

На кухне необходима также функциональная подсветка рабочей поверхности из-под верхних ящиков. Позаботьтесь о потолочной направленной подсветке, подсветке верхних ящиков и рабочей зоны.

Декоративная подсветка в качестве дополнительной может проходить, например, по цоколю кухонного гарнитура (как на фото).

Совет: Располагайте светильники таким образом, чтобы они не отбрасывали вашу собственную тень на рабочую поверхность. Это самая частая ошибка при освещении кухни.

Спальня
Здесь все просто: общее освещение, парное рабочее (по сторонам кровати) — бра, настольные лампы, одноламповые светильники на длинном подвесе.
Для атмосферы —декоративное освещение в качестве вечернего.

Совет: Не засвечивайте спальню: это не способствует расслаблению.

Санузел
Вне зависимости от площади необходимо общее освещение и рабочее у зоны зеркала (удобнее всего парные светильники по бокам). Декоративная подсветка уместна, например, по плинтусу или из-под навесных предметов мебели.

Совет: Старайтесь подсвечивать зону у зеркала мягким рассеянным светом, расположенным с трех или четырех сторон. Это избавит от жестких теней.

Идея: Для санузлов выпускают немало премиальных приборов с функцией хромотерапии: душевые стойки, гидромассажные ванны подсвечивают воду и меняют настроение непосредственно в процессе омовений. Однако использовать или нет приборы с функцией хромотерапии — ваш личный выбор.

Шаг 3: приступаем к просчету
Итак, вы продумали световой сценарий до мелочей и рветесь потратить деньги на инструмент воплощения своей мечты. Поспешу вас приостановить. Закончилась часть творческая и началась техническая: без грамотного расчета для каждого конкретного светильника вы не получите нужного эффекта. Более того — вы можете полностью испортить впечатление о интерьере!

Свету неважно, сколько стоит ваша кухня, и тем более он не берет во внимание, насколько дорог ковер. Может случиться так, что дорогой светильник расстроит вас вдвойне, так как без просчета освещения он может не сработать в команде с другими приборами, что приведет к разрушению всего светового сценария.

Моя основная рекомендация такова: если вы всерьез инвестируете в освещение интерьера и задумались над качественным проектом, то помощь светодизайнера вам необходима. Далеко не каждый интерьерный дизайнер или архитектор самостоятельно выполняет такие расчеты: вы удивитесь, но мы тоже обращаемся к подрядчикам-специалистам!

Еще пять лет назад я бы вам советовал заучить наизусть или записать цифры «приятной» температуры цвета. Сегодня они гарантированно написаны на каждой упаковке лампочки вместе с комментарием относительно того, теплый это свет или холодный.

Запомните базовое правило: чем выше температура в Кельвинах (К), тем свет холоднее. Для глаз приятнее всего 2600-3500К (теплый белый свет или нейтральный белый) или 3600-5500К — нейтральный белый. Все, что больше 5500-6500К — для офисов.

Совет: Не используйте холодный свет у зеркал и в зоне приема пищи. Это создает неприятные ощущения.

Мощность лампочки
Мощность с точки зрения дизайна интересна тем, что при повышении мощности увеличивается световой поток лампы. И именно значение светового потока необходимо для просчета освещения.

Индекс цветопередачи
Чтобы диван при электрическом свете не изменил цвет, нужно выбирать лампочки с определенным индексом цветопередачи. Оптимальный показатель — Ra = 100: с ним лампа излучает свет, оптимально отображающий все цвета. Индекс цветопередачи у солнечного света также принимается за 100. Чем ниже значения Ra, тем хуже передаются цвета освещаемого объекта. Отталкиваться можете от следующих значений: 70-79Ra — хорошая цветопередача; 80-89Ra — очень хорошая цветопередача; 90Ra и выше — цветопередача высочайшего уровня.